ГОРОД ВЛАДИМИР ОСНОВАН В 1108 ГОДУ

Авторы нашего сайта являются сторонниками неофициальной, но научно обоснованной даты основания города Владимира - 1108 год. На этой странице мы приводим текст главы из книги владимирского историка Лидии Васильевны Дудоровой «Старый Владимир», в которой приводится обоснование этой даты.

Место, где расположен современный город Владимир, заселено было задолго до его основания. Так, археологами были найдены на территории современного парка имени Пушкина остатки поселения, относящегося к началу первого тысячелетия нашей эры. Есть и другие свидетельства древности нашего города. Еще в середине XIX столетия, как писал местный краевед В. Доброхотов, сохранялась на месте, где сейчас располагается промышленная зона города с химическим заводом и заводом «Автоприбор», так называемая Ярилова или Ярунова долина, где проходили народные гуляния на Троицу, а в дохристианские времена - языческие празднества в честь бога Яруна или Ярилы - бога плодородия.

Названия протекавших в этой долине речек: Рпень (Ирпень), Почайна, Лыбедь, перенесли сюда из Киева переселенцы-славяне, мирно сосуществовавшие с жившими здесь угро-финскими племенами.

Не вызывает сомнения факт основания города-крепости в 1108 году, когда при Владимире Мономахе, получившем в удел северо-восточные земли, был укреплен город Владимир на Клязьме, который еще называли «Залешьский», то есть город, находящийся в Залесской Руси.

Время основания города Владимира до настоящего времени вызывает споры, поскольку русские летописи, включая Воскресенскую, Софийскую и другие, упоминающие об основании города Владимира великим киевским князем Владимиром, приводят разные даты: 987, 990, 993 годы.

Дореволюционный исследователь А. Бунин, опубликовавший в 1898 году статью «О времени основания города Владимира», полагал, что речь шла о южном городке Владимире-Волынском. В то же время миссия обращения в христианскую веру языческих племен, проживавших на территории Северо-Восточной Руси, была возложена, по словам А. Бунина, на киевского митрополита Михаила и сопровождавших его епископов. «Иде Михаил митрополит по Русской земли и до Ростова и крести без числа людей» - приводит А. Бунин сообщение Никоновской летописи.

Следовательно, делает вывод автор, сам великий князь Владимир вряд ли участвовал в этом судьбоносном походе. Христианская вера одна могла сплотить разрозненные и враждующие между собой племена.

Интересно, что когда в 1096 году рязанский князь Олег совершал набег на Ростово-Суздальскую землю, то он не мог не пройти мимо города Владимира, однако последний не упоминается.

Любечский съезд русских князей определил наш край в качестве вотчины сына Ярослава Мудрого Всеволода, который не бывал в своей вотчине, чего не скажешь о его сыне Владимире Мономахе (1053-1125 гг.), женившемся на византийской княжне из рода Мономахов. В своей жизни он совершил 83 похода, первый из них, в 1073 году, он прошел «сквозь вятичи», то есть в наши земли.

В 1102 году, во время его похода, город Суздаль получил крепостные укрепления, здесь был заложен первый каменный храм. Во время похода 1108 года, как сообщает так называемая Львовская летопись, названная в честь обнаружившего ее и опубликовавшего в 1792 году в «Летописце Русском» князя Львова, «град Владимир свершен бысть Владимиром Мономахом». Эту версию подтверждает Лаврентьевская летопись, написанная в наших землях, а также историки В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, а в наше время - А.Н. Насонов, о котором академик Б.А. Рыбаков писал, что до него в науке было известно 200 рукописей с летописными текстами, а в результате его многолетних исследований их стало 1000. Наш земляк, доктор исторических наук, профессор Н.Н. Воронин считал научно обоснованной дату основания города Владимира - 1108 год. Появление своеобразной исторической легенды основания Владимира не Мономахом, а Владимиром «Святым», связывавшей его возникновение с именем «крестителя» Руси, вызвано было политическими интересами владимирских князей с желанием перенести столицу из неспокойного Киева, который подвергался не только набегам соседних враждебных племен, но и стал центром междоусобной борьбы русских князей за обладание киевским престолом.

В этой борьбе принимал участие сын Владимира Мономаха Юрий, или как его называет летопись «Гюрги», прозванный впоследствии Долгоруким (1090-1157 гг.). В возрасте четырех лет он был послан в Ростово-Суздальскую землю. По его указанию впоследствии были возведены несколько городов-крепостей, в числе которых Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров и ряд других. Борясь за киевский престол, дважды он становится великим киевским князем.

Своим наследником он назначил сына Андрея, прозванного впоследствии Боголюбским (1111-1174 гг.). Однако Андрей в 1155 году, идя против воли отца, отправился в Ростово-Суздальскую землю по приглашению бояр, желавших иметь подручного, т.е. послушного им князя. Вопреки их ожиданиям, князь Андрей выбирает для своего местопребывания город Владимир, где основное население составляли ремесленники, торговцы, служивые дворяне. Во время освящения вновь построенного в 1160 году Успенского собора князь Андрей заявляет: «...хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем».

Для придания политического веса будущей столице князь Андрей обращается к авторитету Владимира Святого, говоря: «Град сей Владимир во имя свое созда святый и блаженный великий князь Владимир, просветивый всю Русскую землю святым крещением».

Несмотря на трагическую гибель князя Андрея Боголюбского в 1174 году от рук бояр-заговорщиков, мечта его осуществилась, что доказывает запись в так называемой «Степенной книге», составленной уже в XVI столетии: «И уже тогда Кiевстiи велицыи князи подручни бяху Владимерскимъ самодерьжцемъ. Во граде бо Владимери тогда начальство утвержашеся пришествiемъ чюдотворнаго образа Богоматери. Съ нимъ же прiде изъ Вышеграда великiй князь Андрей Георгiевичь и державствова». Речь идет о Владимирской иконе Божией Матери, написанной евангелистом Лукой и находившейся в пригороде Киева Вышгороде.

Итак, при Андрее Боголюбском город Владимир стал столицей Владимиро-Суздальского княжества, которое играет значительную роль в формирующемся Русском государстве.

Не случайно именно владимиро-суздальские князья берут на себя роль главных защитников русских земель от вражеских нападений, организуя совместные походы против недружественных племен волжских булгар и угро-финских племен.

Как отмечал Н.Н. Воронин (1904-1976 гг.) в своем фундаментальном труде «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков», удостоенном в свое время государственной премии, «князь Андрей развеял славу Киева как политического центра страны и обосновал политический приоритет Владимира и Северо-Восточной Руси, которой суждено было стать центром национального объединения Русской земли».

Конечно, не последнюю роль здесь сыграли военные походы, когда под знамена князя Андрея вынуждены были вставать и независимые князья других русских княжеств со своими дружинами. Это и победоносный поход 1164 года против волжских булгар, неоднократно беспокоивших своими набегами население наших земель, и сокрушительное поражение Киева в 1169 году. Но были и неудачные походы на Новгород Великий, хотя последний не раз обращался за помощью к владимирским князьям. Так, во время княжения брата Андрея Всеволода III (1154-1212 гг.), прозванного «Большое Гнездо», очевидно, за то, что имел 12 детей, новгородцы восемь раз просили его прислать на княжение, а следовательно, помочь в защите от недружественных западных соседей, своих сыновей. Посылая в 1205 году своего старшего сына Константина с дружиной в Великий Новгород, Всеволод напутствовал его такими словами: «Бог положил старейшинство [не только] в братьи твоей, но и во всей Русской земли».

Недаром автор «Слова о полку Игореве» писал, что дружинники великого князя Владимиро-Суздальского княжества Всеволода «могут Волгу веслами расплескать» и «Дон шеломами вычерпать». Сколь велика была роль владимирских князей в защите рубежей Русского государства, свидетельствуют и подвиги внука Всеволода III Александра Невского. Помимо военных и дипломатических талантов, владимиро-суздальские князья прославились в качестве незаурядных создателей городов, бессмертных сооружений белокаменного зодчества, памятников письменности и других свидетельств высокого уровня развития культуры, что в значительной степени усиливало авторитет и роль Владимиро-Суздальского княжества.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира