НАЛИЧНИКИ КАК ДЕКОР

В данной статье рассмотрены группа наличников Владимира с декором, сложившимся под влиянием каменной архитектуры, а также группа наличников, декор которых складывался под влиянием моды, стиля, некоторую часть которых, как и везде по России, составляют типичные аскетические образцы советского времени.

В декоративном искусстве, самом массовом из всех искусств, художественной обработке дерева принадлежит первое место.

Тесно связанное с повседневной жизнью народа бытовое искусство являлось почти единственным видом художественною творчества, доступным широкому кругу людей. Учение обработать кусок дерева, свободно владея таким инструментом, как нож, было доступно и взрослому и подростку. Резчик по дереву был одновременно художником и исполнителем. Довольно часто он был и потребителем этого произведения.

Технический и художественный строй бытового искусства в древней Руси был создан еще до принятия Русью христианства. К концу X века прикладное искусство Руси, и в частности искусство резьбы по дереву, уже обладало большим запасом художественных образов, своим стилем орнаментики, своими техническими и конструктивными приемами.

В X и XI веках декоративное искусство было тесно связано с языческим мировоззрением и с народными обрядами, которые художественно олицетворяли силы природы. В бытовом искусстве еще очень сильна была языческая символика. Излюбленными являлись звериный и растительный орнаменты, узоры которых вписывались в ленты плавной бесконечной «плетенки».

В это время создаются наиболее красочные предметы, имеющие богатый декор и наделенные глубокой смысловой значимостью языческого миропонимания; орнамент сохраняет свой славянский характер. Украшая свой дом, люди старались во всем воспеть природу и подражать ей. С другой стороны, они хотели окружить себя предметами и символами, которые защитили бы их от «леших», «водяных» и другой «нечистой силы», которой был наполнен, как они считали, окружавший их мир.

Славяне считали, что у дома есть «уязвимые места» - проемы, в которые может проникнуть разные темные силы и нечисть. Необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром.

В конце XI - начале XII веков в бытовое искусство в городах Руси начинает освобождаться от магического содержания и старую символику перекрывают уже эстетические принципы и понятия красивого. Но в геометрический узор XII-XIII веков более строгий и скупой, включаются ещё многие формы языческих символов. В это время первоначальное представление об этих символах утрачивается, но представление о благожелательности этих образов сохраняется.

Постепенно мастерство прикладного искусства, и в частности резьбы по дереву, в народе остается, но это умение прикладывается к более ограниченному кругу предметов, которые становятся дороже, а, следовательно, и более ограниченными в сбыте.

Меняется и сама изобразительная манера резьбы. Орнаментальные мотивы становятся геометрическими, постепенно трансформируются фантастические звери, и на смену магической символике приходит новый принцип - эклектический. Устойчивое повторение вариантов резьбы - скорее, дань традиции, нежели творческое воображение мастера. В период с XVI по XVIII век происходит постепенное слияние языческих преставлений с христианством. Так, к XIX веку древнее солярное значение розетки переосмысливается; в растительном узоре она преподносится как образ цветка, ромашки, подсолнуха. А крест в дальнейшем осмысливается как символ православия.

В XIII веке подобный процесс продолжается, но в это же время продолжает совершенствоваться и техника художественного ремесла, и его творческая основа. Появляются произведения бытового искусства, сделанные профессиональными художниками. Искусство резьбы по дереву становится профессиональным и редко снисходит до массовой рядовой продукции, а художественные деревянные изделия не доходят до рядовых горожан. Массовость и рационализация производства лишают предметы их декоративности и художественности, и бытовое народное искусство в начале XIV века уходит в деревню с ее более натуральным хозяйством и застойным укладом жизни. В деревне это искусство сохранилось вплоть до XX века. Поэтому так деревенские дома отличались от аналогичных жилых построек города.

На декор окон большое влияние оказывали тот или иной стиль, мода. А также иные факторы.

Знание отличительных особенностей и истории стиля помогают изучать историю архитектуры города Владимира, а также влияние стиля на декор наличников.

Большое влияние на декор наличников оказывала каменная архитектура. Следующая, условно выделенная нами в отдельную - группа наличников с декором, сложившимся под влиянием каменной архитектуры.

Наличники с декором сложившимся под влиянием каменной архитектуры На фото: (слева направо) ул. Кремлевская, 20; ул. Ильинская-Покатая, 20; ул. Володарского, 7; ул. 2я Никольская, 9.

«Декоративные элементы каменной архитектуры эпохи классицизма - портики с колоннами, пилястры, рустовка стен, балясины, лепные украшения карнизов, наличники окон - применялись как, как в каменных, так и в деревянных зданиях».

Поэтому, один и тот же орнамент часто повторяется, и в лепном декоре каменных зданий, и в резном декоре деревянных. Можно много найти примеров уподобления деревянных домов каменным. Иногда это уподобление можно назвать полным.

Еще сохранилось немало деревянных домов, так сказать, «замаскированных» под каменные, благодаря оштукатуренной поверхности наружных частей стен и украшению их лепным декором. Например, дом № 1 на ул. Подбельского - удивительно красивый дом с мезонином.

Дом этот деревянный, оштукатуренный, поэтому и производит впечатление каменного, с редким; декоративным убранством, встречающимся, как правило, в каменных постройках.

Точная дата строительства неизвестна; в 1855 году уже существовал, принадлежал купцу Черникову.

Дом номер 1 на улице Подбельского во Владимире На фото: город Владимир, ул. Бодбельского, 1.

Этот «деревянный одноэтажный с мезонином дом на каменном подвале оштукатурен и побелен. Дом-особняк эпохи позднего классицизма, декорированный в период эклектики с использованием форм барокко».

Прямоугольные окна украшены наличниками с ушками, небольшими фартуками и сандриками: у большинства окон они прямые, а в средней части основного этажа - с килевидным заострением.

По мнению Дударовой «Характерным примером каменно-деревянного дома второй половины XIX века в формах эклектики является дом 7 на ул. Володарского. Его фасад в шесть осей окон разделен лопатками на три двухосевых прясла. Нижние окна, с лучковыми перемычками, имеют штукатурные рамочные наличники». Прямоугольные окна второго этажа украшены резными наличниками. Декор наличников достаточно скромен, однако смотрится богато за счет широких очелья и фартука, выполненных из цельных досок. Накладная резьба представляет собой повторяющиеся орнаменты, в которых можно узнать языческие символы: солнце, берегиня, вода и земля.

Соседний одноэтажный деревянный на каменном фундаменте особняк 2-й половины 19 века (ул. Володарского, 6), хотя и украшен выразительными резными оконными наличниками в формах эклектики, но имеет традиционно классицистическую симметричную композицию фасада с тремя пряслами, в 2-3-2 окна.

Расположенный напротив на угловом участке большой каменно-деревянный дом 2-й половины XIX - рубежа XIX-XX вв. (ул. Музейная, 16) в верхнем этаже имеет оригинальный по стилю декор, в котором соединились мотивы эклектики и модерна.

Эклектика и советская атрибутика в наличниках города Владимира На фото: (слева направо) ул. Стрелецкая, 20; ул. Агрономическая, 9; ул. Марьинская, 2; ул. Агрономическая, 20.

Эклектика, вошедшая в архитектуру Владимира, как и во многих других российских городах, со второй половины XIX века, не вытеснила полностью классицизма; она существовала параллельно, обогащая пластику классицизма. К концу XIX века в деревянной застройке появляются тенденции внестилевой архитектуры. Поэтому к следующей условной группе мы отнесли наличники, декор которых складывался под влиянием моды, в том числе под влиянием образов советского периода.

Приведенные примеры аскетического декора окон не типичны для Владимира, но являются частью истории, а также примером того, что трудно назвать мастерством и искусством.

Другие наличники представляют смешение стилей, а также являются примером использования украшений, подражающих языческим символам.

В декоре некоторых наличников можно встретить узоры, имитирующие металлическую решетку, похожие на работы из жести.

Исторически узор наличников складывался не только под влиянием языческих верований и уже перечисленных факторов, но и под влиянием народных традиций, ремесел и благодаря естественному стремлению человека к красоте.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира