РОСПИСЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА КНЯГИНИНА МОНАСТЫРЯ

В 1642-1643 годах группа царских изографов расписала стены главной постройки Московского Кремля - Успенского собора. Среди художников, в составе живописной артели, находился и «жалованный государев иконописец» Марк Матвеев. Приобретя в процессе этой работы навыки стенной росписи, он в 1647 году сам подрядился расписать Успенский собор Княгинина монастыря в городе Владимире, возглавив артель художников Московской Оружейной палаты, центра всей художественной жизни Московского государства XVII века, бывшей в ведении боярина Хитрово и под опекой царя Алексея Михайловича.

Роспись была закончена через год. Она покрыла изнутри собора все его стены, своды, барабан, а также столбы. По своим художественным и композиционным особенностям была значительно ориентирована на роспись своего предшественника - Успенского собора Московского Кремля - и пополнила список замечательных произведений московской шкоды живописи, живописи высокого класса, эффектной внешне и изысканной, отличавшейся утонченностью рисунка, чистотой ярких и звучных красок, удлиненными пропорциями фигур, изяществом поз и движений, вниманием к нарядным и драгоценным, богато и пышно орнаментированным одеждам. В зените барабана собора, как обычно, был изображен Христос Пантократор (Вседержитель), в простенках окон барабана - праотцы, на стенах - сцены из жизни Богоматери и Христа, на западной стене - крупная композиция «Страшного суда», а на столбах, по московскому обычаю, - епископы, митрополиты, преподобные, святители и великие Владимиро-Суздальские, канонизированные церковью, и московские князья.

Столбы в православном храме служат не просто опорой для арок и сводов. В богословском плане они символизируют опору христианства. Поэтому по древней традиции на них обычно изображали образы христианских мучеников, опору этой веры. К XVII же веку в русских храмах сложилась иная тенденция: на столбах предпочитали изображать византийских императоров, московских митрополитов, а также русских киевских, Владимиро-Суздальских князей и московских самодержцев.

Появление на столбах в начале XVI века изображений конкретных исторических лиц внесло в традиционную схему стенописи идеи, связанные с государственными задачами, идеи, идущие от древней русской культуры времени ее расцвета, для которой характерна была социальная активность. Показом на столбах византийских и русских правителей проводилась мысль о преемственности власти от Византии и от первых киевских и владимирских князей, а изображение митрополитов говорило о том, что высшая власть в русском государстве опирается на союз с высшей церковной властью.

Жанра портрета в изобразительном искусстве того времени еще не существовало. Показывался условный портрет или образ князя, его подобие, княжеская персона. Конкретные характерные признаки несли только одежда и атрибуты: княжеская шапочка или царский венец, роскошное парадное облаченье с оплечьем (воротом) поверх него - знаком власти, в руках у защитников Руси - князей - находился обычно меч, у погибших мученической смертью - крест.

Поскольку изображение несло лишь отдельные индивидуальные признаки, то конкретное историческое лицо определялось подписью. В Успенском же соборе Княгинина монастыря подписи князей сохранились крайне плохо, и в настоящее время не удается прочитать ни одну из них. За три века существования настенной живописи надписи «потерялись». Роспись Марка Матвеева в 1867 году была заново переписана; в 1945 году эта запись была частично удалена московскими реставраторами Виннером, Домбровской, Овчинниковым, а в 1960-1980-х годах первоначальная стенопись профессионально отреставрирована владимирскими реставраторами во главе с Александром Петровичем Некрасовым. Ко времени реставрационных работ прочитать надписи было уже невозможно.

В 1945 году реставраторы по остаткам надписей, а в 1960-х годах - ученые-искусствоведы Н.Н. Воронин, И.Е. Данилова, Н.Е. Мнева по характерным изобразительным признакам из безымянных образов выделили Александра Невского, Всеволода III, Андрея Боголюбского, Константина и Юрия Всеволодовичей. Все они, кроме Юрия, находятся в нижнем регистре (или ряду) росписи юго-западного столба. Исходя из стилистического, иконографического и сравнительного анализов, а такие по материалам «Лицевых подлинников» автор данной статьи в содружестве с Людмилой Беловой, которой приносит огромную благодарность, атрибутировала еще трех святых русских князей: Владимира, Бориса и Глеба. Они, как первые князья Древней Руси, расположены в первом (самом верхнем) регистре росписи этого же столба, рядом друг с другом, но на разных гранях. Владимир представлен в центре, на грани, обращенной в середину храма, а Борис и Глеб по сторонам от него: Борис на грани, обращенной к алтарю, Глеб - на противоположной, которая смотрит на главный западный вход в храм. Борис и Глеб объединены похожими позами, рисунком одежд, атрибутами, а все трое связаны взглядами: Борис и Глеб смотрят в сторону Владимира, а он - в сторону Бориса.

Великий киевский князь Владимир Святославич, «Святой» или «Красное солнышко» правил с 980 по 1015 год. Это он принял христианство и крестил Русь, был женат на византийской царевне Анне. Это с его именем связано основание 1000 лет назад Владимира по факту постройки им своего дворца на западном холме, недалеко от позже построенных Золотых ворот.

Князь Борис, любимый сын Владимира, рожденный от болгарки, при разделе земель получил в удел сначала город Муром, потом Ростов Великий. В 1015 году, когда заболел в Киеве Владимир, Борис был призван к отцу, но по прибытии в Киев получил ложное свидетельство о вторжении печенегов, и направлен Владимиром на их отражение. В это время умирает Владимир, и престол занимает брат Бориса Святополк. Опасаясь симпатий народа к Борису, делающему его опасным соперником за престол, Святополк посылает бояр для убиения брата, которые и пронзили его ночью копьями и еще живого повезли, завернув в полотно. Святополк, узнав, что Борис еще жив, велел прикончить его мечом в сердце. Борис погиб в молодом возрасте, не достигнув 25 лет.

Князь Глеб, по одной летописи рожденный от «болгарыни», по другой от греческой царевны Анны около 984 года, в надел получил город Муром. Святополк, убив Бориса, вызвал в Киев и Глеба якобы к опасно заболевшему отцу. По дороге, остановившись возле Смоленска, Глеб получил известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве Бориса и о намерении убить и его, Глеба. Не успевший еще сняться со стоянки, по приказу прибывших убийц, Глеб был убит своим же поваром. Оба брата захоронены в церкви св. Василия, в Киеве в Вышгороде.

В 1071 году князья Борис и Глеб были включены церковью в число святых. Память обоих осталась для России священной, они чрезвычайно любимы и популярны на Руси. В честь их построено множество церквей в разных местах, и существует множество изображений на иконах и на фресковых стенных росписях. На владимирской земле им посвящен самый первый белокаменный храм в селе Кидекша, построенный в 1152 году Юрием Долгоруким на территории своей резиденции. Настенные храмовые росписи XVI-XVII веков непременно включают в свою систему изображение Бориса и Глеба и располагают его на столбах. Так, мы видим этих легендарных святых среди росписей суздальских храмов: Рождества Богородицы в Кремле и Преображенского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Самое раннее храмовое изображение Бориса и Глеба находим среди белокаменных рельефов Дмитриевского собора во Владимире в виде конных всадников и Георгиевского собора города Юрьев-Польского, представленных нагрудно в медальонах.

В Успенском соборе Княгинина монастыря святые князья Владимир, Борис и Глеб изображены в рост, фронтально к зрителю, в роскошных одеждах из узорчатых тканей, украшенных драгоценными камнями и мехами. В позах фигур заметно изящное движение вперед. Образы не имеют индивидуальных черт, но отмечены особой характеристикой, проглядывающей в деталях одежды, рисунке волос и бород, по которым определяется возраст. Владимир показан в короне, его сыновья - в княжеских шапочках.

Князь Владимир представлен человеком пожилого возраста с красиво вьющейся недлинной белой бородой и седыми кудрявыми волосами. Поверх красно-коричневого кафтана (свиты) накинута на плечи зеленая шуба, орнаментированная поверху белыми крупными цветами. Белильные тонкие мазки имитируют мех шубы. Края всех одежд украшены каймой с «жемчугами» и «камнями». Правую руку князь согнул к груди в жесте двуперстного благословения, в левой держит опущенный меч в орнаментальных ножнах. Левой ногой делает шаг вперед.

Князь Борис изображен молодым, в княжеской шапочке, отороченной мехом, с волосами чуть ниже ушей, с короткими бородой и усами, как мученик с крестом и как воин с мечом. Крест находился в правой поднятой и отведенной в сторону руке (ныне утрачен). В левой опущенной вниз руке князь держит меч в орнаментированных ножнах. Княжеская одежда состоит из ярко-голубого кафтана (свиты) и красно-коричневого плаща, скрепленного на груди круглой фибулой и орнаментированного поверху пышным цветочным охристым узором, а с изнанки украшенным геометрически-цветочным красно-коричневым орнаментом. Фигура представлена на охристом фоне.

В изображении князя Глеба фронтальная в рост поза фигуры, движение рук, в правой из которых, поднятой, был крест, а в левой, опущенной, меч (ныне утрачены), а также рисунок княжеских одежд те же, что у Бориса. Такой же длины кудрявые волосы, тонкий нос, резко очерченные дуги бровей. Но отсутствие бороды, усов и мягкий полукруглый овал лика говорят о совсем юном Глебе. Ярко-голубая княжеская шапочка не орнаментирована, как у Бориса, и Глеб шагает вперед другой (левой) ногой. Поверх зеленой свиты накинут не плащ, а охристая шуба, покрытая по «лицу» нарядными зелеными цветами. Светлые охристые окаймления дорогой княжеской одежды, как и у Бориса, усеяны драгоценными камнями. Взгляд направлен вправо, в сторону князя Владимира, на которого смотрит и Борис. Изысканная нарядность живописи достигается чистотой красок и утонченностью рисунка.

Атрибуция или персонификация настолпных образов стенописи очень важна для исторических и искусствоведческих наук. Она вносит ясность в богословскую, художественную и смысловую структуру храмовой росписи.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира