ГИБЕЛЬ ГАГАРИНА ПОД КИРЖАЧОМ

С именем Юрия Гагарина в Киржачском районе связано печальнейшее место на свете - место авиакатастрофы, которая случилась во время тренировочного полета 27 марта 1968 года. Сам полет тщательно проанализирован по секундам, и тем не менее вопросы остаются. Очень эмоционально и в то же время по-деловому написала о нем в своей книге «Автограф в небе» знаменитая летчица Марина Попович. Она последней видела солнечную улыбку Гагарина. Вот как она рассказывает о том памятном дне:

«Хмурое мартовское утро. Слякоть. Промозглый сырой воздух. Под ногами хлюпает талый снег. Температура не балует: +5-7 градусов. Размытая облачность - 8-10 баллов, нижний край около тысячи метров, дымка, поэтому видимость несколько ухудшена. «Генеральский минимум» - как в шутку говорят о такой погоде летчики.

Идет обычная подготовка к полетам. Ничто не предвещает трагедии, которая разразится менее чем через час и всколыхнет весь мир. Я в то время находилась здесь же, на аэродроме. Нам с Леонидом Татарчуком (вертолетчиком-асом) предстояло на малой высоте (от 1 до 10 метров от земли) проверить работу радиовысотомера в закрытой кабине (под колпаком).

За учебно-тренировочным истребителем МиГ-15 я заметила автомашину, а у самого самолета стоял Юра Гагарин в светлых летных брюках, кожаной куртке, с застегнутым на голове защитным шлемом. После большого перерыва в полетах (почти семь лет) он добился разрешения летать самостоятельно. И сегодня ему представится эта возможность, если Владимир Сергеевич Серегин (на это время командир Юрия) проверит его технику пилотирования и разрешит тренировочные полеты. Юра в то время готовился ко второму своему космическому полету, побывал уже дублером у Владимира Комарова и теперь должен был закончить свою тренировку перед тем, как снова шагнуть к звездам...

С раннего утра Юра был весел, радовался предстоящим полетам, но сдержанно: видимо, опасался, как все летчики, чтобы восторг не перешел в возбуждение, и тогда врач не допустит его к полетам. Но теперь врачебный осмотр позади, Гагарин, весело сбегая по ступенькам лестницы, вдруг услышал голос Андрияна Николаева: «Юра! Ты что, сегодня вылетаешь самостоятельно? Тогда с тебя причитается!». Юра обернулся к Андрияну, весело улыбаясь, в шутку ответил: «Не говори «гоп», пока хоть один самостоятельный не сделаю!». Сел в машину и отправился на стоянку. Увидев меня с Леней, он приветливо махнул рукой и улыбнулся. Мы тогда, конечно, и не предполагали даже, что Юра оставляет нам (и не только нам) на память свою последнюю гагаринскую улыбку...».

«Беда, - писал друг Гагарина, летчик-космонавт Г.С. Титов, - пришла неожиданно... Представляю только, как в эту заповедную тишину девственного леса врезался на мгновение тонкий свист, затем треск ломающихся берез и глухой, как вздох, повторяющийся в глубине взрыв. И после тишина...».

Выявить причины катастрофы пытались как официальные комиссии, так и добровольные, отдельные энтузиасты. Проведя скрупулезную работу по сбору остатков самолета, расследовав все обстоятельства, предшествовавшие роковому полету, один из участников этой работы, доктор технических наук А. Майоров заявил в печати: «Расследование было беспримерным по глубине и тщательности во всей практике отечественной и зарубежной авиации».

Специалисты самого высокого уровня пришли к заключению, что, во-первых, никаких отклонений от нормы при подготовке к полету Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина не было. Второе, никаких столкновений во время полета с другими самолетами, шаром-зондом, птицами и т.п. не было. С помощью моделирования на ЭВМ, утверждает профессор, доктор технических наук С. Белоцерковский, был детально восстановлен весь последний участок полета: от выхода из облаков до удара о землю. На этом этапе все решения и действия летчиков были практически оптимальными. Что же конкретно бросило самолет в штопор, ни одна из авторитетных комиссий доказательно определить не смогла. На месте гибели Ю.А. Гагарина и B.C. Серегина сначала был установлен на краю воронки, заполнившейся талой водой, большой памятный камень. Затем проведен открытый конкурс на проект мемориала. Лучшим был признан проект творческой группы в составе: скульпторы Ю.М. Рукавишников, М.М. Болховитинов, архитекторы Н.Н. Уллас (руководитель группы) и А.П. Акимов, инженер В.И. Клявин.

Мне запомнилось, с каким упорством по настоянию А.П. Акимова лесоводы пытались приживить вокруг памятника более тридцати взрослых рябин. На мои назойливые вопросы, почему рябины и почему 34, Алексей Петрович долго не хотел отвечать, потом не выдержал: «Вспомни, сколько полных лет прожил Гагарин. 34! А как ты считаешь, лучше рассказать о замысле авторов или сделать так, чтобы сам памятник воздействовал на душу посетителя? Ты закрой глаза и представь картину, когда гроздья рябины покраснеют».

Закрыл глаза и попытался представить общий вид. Да, картина поражает своей пронзительностью: среди векового леса, на фоне контрастирующих друг с другом темно-зеленых елей и белоствольных берез возвышается, как свеча, как пламя, вырвавшееся из черной воронки, стела из красного гранита, установленная на овале из черного с переливами-слезинками лабрадорита . А вокруг, как капли горячей крови, рдеют гроздья рябины... Да! Потрясающая картина!

- Ну, - сказал Алексей Петрович, - это твое представление. У других, может быть, возникнут другие ассоциации, но в любом случае мы хотим, чтобы памятник воздействовал на душу человека.

Были у строителей задумки развить памятник в мемориал, создать здесь обширный и богатый музей. Из-за финансовых затруднений осуществление этих планов отложено до лучших времен.

Несмотря на отдаленность мемориала, к нему зимой и летом едут люди, чтобы минутой скорбного молчания почтить память героев, в лесной тишине перед величественным памятником подумать о мужестве и долге, о беспредельной отваге и коварстве случая. Сюда часто приезжают родные и близкие Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина, стало ритуальным посещение мемориала молодоженами из ближайших городов и сел. Вошло в традицию, что космонавты посещают мемориал до и после завершения космического полета. И не только российские. У некоторых киржачан в семейных альбомах хранятся снимки с автографами иностранных космонавтов - чеха В. Ремека, поляка М. Гермешевского, немца Зигмунда Иена, венгра Б. Фаркаша, вьетнамца Фам Туана, монгола Ж. Гуррагча, француза Жан-Луи Кретьена.

Неумолимо время, но не властно оно над великими делами, над благодарной памятью людей. А потому мы каждый год 12 апреля вновь и вновь будем обращать свой взор назад, к памятному 1961 году, отдавая дань уважения Ю.А. Гагарину, который первым в мире проложил человечеству путь в космос».

КИРЖАЧ - все города Владимирской области