ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ГОРОДАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Правление Екатерины II было ознаменовано рядом реформ, кардинально изменивших политико-экономическую структуру Российского государства. В 1775 году была проведена административная реформа, по которой территория государства разделялась на 50 губерний (при Петре I их было 8, а при Елизавете Петровне - 20). Были установлены три категории городов: губернские - центры губерний (50), уездные - центры уездов, более мелких территориальных единиц, входивших в губернии (493), и заштатные (186). В зависимости от положения города на этой иерархической административной лестнице определялись размеры городской территории и масштабы производившегося в нем государственного строительства.

Многие населенные пункты были переведены в ранг города без каких-либо экономических предпосылок - только из административных соображений, когда для большой территории нового уезда нужен был административный центр. Поэтому городами они являлись номинально. В основном это были села и слободы с соответствующей застройкой и неразвитой планировкой.

Кроме древних городов - Владимира, Суздаля, Переславль-Залесского, Шуи, Юрьева-Польского, Гороховца, Мурома, в качестве уездных центров были назначены новые города: Киржач, Судогда, Ковров, Покров, Александров, Вязники и Меленки. Среди старых городов, существовавших до 1778 года, экономическими центрами уездов были Переславль-Залесский (к 1778 году в нем были крашенинные, кожевенные, горшечные и другие заводы и полотняная фабрика), Шуя (5 кожевенных, 5 клеевых заводов, 15 полотняных фабрик) и отчасти Владимир (11 полотняных фабрик); среди новоназначенных - Вязники (11 полотняных фабрик). Остальные города являлись только административными центрами.

Разным было прошлое «новых» городов, что нашло свое отражение в их исторически сложившемся архитектурном облике. Одни из них имели вид крохотных придорожных селений, другие же, напротив, уже в XVII веке имели хорошо развитую планировочную структуру, соответствующую, скорее, поселению городского типа, и состояли из крепости («города») и разросшегося вокруг посада.

Так, Судогда, Киржач, Ковров и Покров были образованы из подмонастырских сел и слобод, которые выросли у переправ через небольшие реки - притоки Клязьмы на важных трактах, соединявших древние города (Москву, Владимир, Муром, Нижний Новгород); слободка Киржач - у Благовещенского монастыря, слободка Покровская - у Покровского. Или же это были вотчинные села, отписанные во второй половине XVI века крупнейшим монастырям (Судогда - московскому Симонову монастырю, Ковров - суздальскому Спасо-Евфимиеву). В них селились монастырские служки, слуги, «детеныши монастырские» и причт.

История слободы Киржач началась в 1358 году, когда Сергий Радонежский основал на левом берегу реки Киржач, притоке Клязьмы, Благовещенский монастырь. Подмонастырская слободка, впервые упомянутая в 1608 году в грамоте митрополита Ростовского по поводу освящения монастырского храма, выросла у стен монастыря вдоль дороги из Москвы во Владимир. Через реку, вдоль той же дороги, располагалось село Селиванова Гора, также принадлежавшее монастырю и впоследствии слившееся с Киржачом. В них жили монастырские слуги, работники и бобыли (крестьяне-однодворцы).

Слобода Покров возникла в начале XVII века близ Покровского мужского монастыря, на переправе через реку Шитку, приток Клязьмы, вдоль Московско-Владимирской дороги. В 1628-1631 годах в ней было 35 дворов, из них три принадлежали попу Евсевию, дьячку и пономарю, 4 двора - монастырским служкам, 7 дворов - «детенышам монастырским», 16 дворов бобыльских и 5 дворов пустых. В конце XVII века слобода стала синодальным Покровским селом, а монастырская Покровская церковь стала приходской. Вблизи церкви находилась таможенная изба, а в ее подвале - кружечный двор (кабак, питейный дом).

Судогда существовала с конца XVI века, так как уже в 1623 году вместе с четырьмя деревнями она была подарена Михаилом Федоровичем в вотчинное владение дьяку Ивану Грязеву. В 1634 году, после смерти Ивана Грязева, вотчина перешла к его жене, которая завещала ее московскому Симонову монастырю, и в ней потом селились монастырские слуги и служебники. Слобода сформировалась вдоль дороги из Владимира в Муром, на берегу реки Судогды, притока Клязьмы. Со второй половины XVI века в слободе существовали деревянные церкви Николы Чудотворца и мученика Мины, стоявшие у моста через реку. В течение XVII-XVIII веков селение особенно не развивалось - в 1778 году в нем вместе с четырьмя деревнями было 50 крестьянских дворов и 30 бобыльских.

Село Коврово располагалось у переправы через Клязьму, на Московско-Нижегородском пути, и, по преданию, появилось еще в XII веке. Здесь, на дороге из Владимиро-Суздальского княжества в Казань, Андрей Боголюбский выстроил деревянную церковь Рождества, после чего деревня стала селом Рождественским, которое было сожжено татарами во время их набега на Гороховец и Муром. Отстроенное село вошло в вотчину князей Ковровых - ветвь князей Стародубских, и в 1567 году князь Иван Семенович Ковров подарил его Спасо-Евфимиеву монастырю. В первой половине XVII века там появляется таможня, а в 1657 году учрежден постоянный торг (ярмарка бывала один раз в год на Рождество). На единственной улице, расширяющейся в центре селения в виде небольшой площади, на протяжении всего XVII века стояли две деревянные приходские церкви - шатровая Рождественская и клетская Покровская.

В середине XVIII века (по данным времен екатерининского межевания) эти села и слободы имели вид крохотных придорожных селений, развивавшихся линейно, вдоль единственной улицы - дороги, выводившей к мосту или переправе через реку, на берегу которой стоял деревянный храм. Обе Стороны улицы застроены деревянными «строениями разночинцев» с огромными участками садов и огородов, занимавшими основную часть территории селения.

В 1764 году, после секуляризации Екатериной II духовных вотчин, эти села и слободы перешли в ведение Коллегии Экономии. Торговля в них была развита слабо. Так, в Киржаче было 4 торжка и ярмарка, в Покрове - 1 торжок и ярмарка, а в Судогде и Коврове были торжки, но без ярмарок. Несмотря на отсутствие экономических предпосылок, они в 1778 году были назначены уездными городами, так как занимали центральное географическое положение во вновь образованных уездах. Городами их можно было назвать только с большой натяжкой, о чем свидетельствует тот факт, что в 1796 году все они были переведены в разряд заштатных городов и только в 1803 году восстановлены в звании уездных (кроме Киржача).

Александров, Вязники и Меленки образованы из дворцовых слобод, личных владений государя, которыми вплоть до середины XVIII века ведал Приказ Большого Дворца. Эти селения были в торгово-экономическом отношении несколько более развиты, чем указанные выше монастырские, - в них во всех были торжки и ежегодные ярмарки. Для них было характерно более длительное историческое формирование, что, в свою очередь, повлекло за собой усложнение городского плана.

На самой высокой точке города, на дороге из Мурома во Владимир, спускающейся к мосту, в 1709 году была построена деревянная Покровская церковь. К XVIII веку село Меленки уже входило в состав дворцовой Унженской волости. В начале XVIII века здесь было 30 крестьянских дворов, в 1768 году - 150, а в 1781 году Меленкам присвоили звание уездного города.

Еще более живописными в архитектурно-планировочном отношении были Александров и Вязники. Они возникли из слияния нескольких сел, входивших в состав дворцовых волостей (Александровская Слобода - в начале XVI века - из слияния села Александровского с Великой слободкой; слободка Вязники в начале XVII века включала в себя село Минино). В XVII веке обе слободы имели структуру, характерную для феодального города. В каждой из них была расположенная на возвышенности укрепленная территория - крепость и неукрепленные посадские слободы.

Для Вязников роль крепости выполняло село Минино, расположенное непосредственно вблизи слободы на Ярополчинской горе. Здесь в 1657 году по указу Алексея Михайловича был сооружен «город» с дубовыми стенами, шедшими по валу. Внутри находились две деревянные церкви - Архистратига Михаила и Троицкая, а вне крепости, на берегу Клязьмы, располагался посад - собственно Вязниковская слобода с деревянной церковью Николая Чудотворца. XVII век - период подъема торговли в Русском государстве. Это время расцвета Вязниковской слободы, выгодно расположенной на водном торговом пути из Владимира в Нижний Новгород. Поэтому первый каменный храм - Казанская приходская церковь - построен не в «городе», на холме, а на торговой стороне - в Вязниках. Население слободы быстро росло.

Еще более примечательна история Александровской слободы, которая во время опричных лет (с 1564 года по 1585-й) служила царской резиденцией и фактически являлась столицей Российского государства. Поэтому основное развитие слободы происходило на протяжении XVI века, когда в архитектурно-планировочном аспекте она походила на крупный город. В XVII веке ее центром являлась крепость - «город земляной осыпной» (по описи 1627-1630 годов), внутри которой, на территории бывшего опричного двора Ивана Грозного, находились каменный собор Троицы, церкви Алексея митрополита (Распятская колокольня), Покровская и Успенская. В 1651 году Алексей Михайлович выдает грамоту об основании на месте «государева двора» Успенского женского монастыря. Посад сформировался в XVI-XVII веках у стен «города» и состоял из трех частей - территории бывшего острога, собственно посада и слобод.

Развитая сложная планировка Александровской и Вязниковской слобод в XVIII веке отражена в планах екатерининского межевания. Территория каждой слободы состоит из двух обособленных друг от друга частей: в Александрове - Монастырская сторона (бывший «город» и острог) и через реку Серую - Торговая сторона (бывшие посадские слободы); в Вязниках - Ярополчинская слобода (бывший «город») и Вязниковская. Каждая из частей слобод имеет свою независимую уличную систему со своим центром - Торговой площадью.

Таким образом, дворцовые слободы имели исторически сложившуюся дробную планировочную структуру, состоящую из разобщенных частей без единого центра. Для придания как бывшим монастырским, так и дворцовым селениям вида, соответствующего званию уездного города, требовалась их существенная перестройка и перепланировка.

Еще в 1763 году Екатерина II издала указ о каменном строении и разработке для всех городов новых регулярных планов. Эти проекты полностью меняли облик исторически сформировавшегося села или слободы в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к уездному городу. За пределы города выносились кузницы, скотобойни, соляные и винные склады. Городу приданы прямоугольные очертания со рвами и валами «к ограничению города» по периметру и с въездами-заставами со стороны соседних городов. Общая заданная площадь городской территории была рассчитана на перспективный рост города. Единая перпендикулярная сеть улиц и переулков делила всю территорию на ряды одинаковых прямоугольных кварталов. Несмотря на то, что зачастую эти площади находились так близко, что переходили одна в другую (планы городов Александрова и Судогды), жесткий принцип функционального зондирования площадей, как правило, соблюдается (исключение - планы городов Меленки и Вязники). В проектах перепланировки городов особая роль отводилась набережным, на которые обычно выходили главные площади - торговая в Киржаче и Покрове и административная в Судогде и Коврове.

Геометрически правильные линии регулярных планов больше соответствовали новому статусу городов. Но, несмотря на эти грандиозные замыслы, новые города еще долгое время имели вполне сельский вид, а в экономическом отношении были настолько слабы, что зачастую так и не достигли намеченных проектами границ.

ГОРОДА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - гид по городам Владимирской области