ИСТОРИЯ ВЯЗНИКОВ

Поднявшись на вязниковский Венец, вознесенный над Клязьмой, от кудрявого березья и высоты дух сам собой веселится. Хорошо видно, как с верхов и низов сбегаются улочки к чаше огромной, бывшей Соборной площади - историческому центру города. Интересно следить , как ближе к нему улицы теснят друг друга , плавно меняют деревянное обличье на чересполосицу с каменным , и лишь к центру - сплошь кирпичные дома , стена в стену , с различием в фасадах . Художникам и поэтам в Вязниках легко найти Тарусу и Рузу, Плёс и Верею... Ставь мольберт на любом месте. Дыши стихами там же. Высоки и живописны холмы. Главы церквей украшают их. Вечный спор их о том, кто выше и прекраснее формами, давно разрешен в пользу древнего, устремленного ввысь собора Благовещенья (1683-1689), главного храма бывшего мужского монастыря.

Но истина в том, что не были Вязники русским Парижем, хоть молва и утверждала противоположное. Ни нравом, ни обликом. А кабаком да горой-венцом славился на Руси каждый второй город. За лугами левобережья, что через реку, синь лесов на окоеме спорит с синью прибрежных озер. Близко под горой тулятся красные корпуса фабрик. Сбегаются к ним и центру деревянные улицы бывших подслободок - Ярцева, Толмачова, Малого Петрина - родины славного песенника-поэта А.И. Фатьянова. На изгибе улицы, у перекрестка - родной дом российского Леля. В нем же уникальный, единственный в мире Музей песни.

Поглядим еще раз с Венца. Высоки и живописны холмы. По обычаю именуются здесь горами. Погостская - самая крупная из них. Увенчанная Покровским храмом, она - настоящая царица Вязников. На ней и зародилась когда-то Вязниковская Слобода. Дарственную на нее в 1516 году великий князь Василий III вручил Троице-Сергиевскому монастырю. Доходы троицкой братии слобожане приносили садами, пахотой, ловищами, бортями, мельницами, а более всего - бойкой торговлей. Немалые достатки подвигли жителей откупиться от монастыря в начале XVII столетия. Находясь на царской земле, они попали в ведение Большого Дворцового Приказа. Царева неволя была куда веселей. Росла слобода, новые улицы потекли с горы ближе к Клязьме, к теперешнему центру. Туда же подбирались и улочки снизу. Места здесь в прошлом были болотистыми. Всем миром сушь воевали. По вязкости почвы в низине прослыла слобода Вязниковской, в просторечии - Вязниками. Другое пояснение гласит, что назвали ее по множеству вязов, росших здесь изобильно и пышно. Поныне в гербе Вязников на золотом фоне красуется «древо» вяз. Настояла на нем при утверждении нового города в 1778 году чувствительная к красоте матушка Екатерина. Но фантазия народа богаче действительности. Кого ни спроси в Вязниках, всяк выложит тебе «истинную» правду о названии. Жил-де некогда на горе Ярополчей злой и несправедливый князь Кий. Случилось ему увязнуть как-то в болоте у Слободы. Тонул князь прилюдно. Но помощи не дождался. Какие только блага ни обещал, а ему в ответ: «Вязни, Кий!». С тем и захлебнулся в трясине. С того и пошло: Вязники да Вязники.

По разлогу меж Погостской горой и Венцом пролег старинный тракт Москва - Нижний Новгород. Кроме низовой, параллельной ему, торговой улицы Благовещенской, он стал другой главной артерией города. Звали улицу и Новой, и Шоссейной. В 1918-м, как полагалось, окрестили Советской. Спуск по ней в центр, со стороны Владимира, мимо Благовещенского монастыря - одно из выразительных мест панорамы города. Лучшей точкой обзора старых Вязников по праву считается колокольня Троицкой церкви, что на Ярополчей горе (район Ярополье).

Имя горы хранит название погибшего от татар в 1238 году древнего города Ярополча. Находился он в семи километрах ниже по течению Клязьмы, основан веком раньше (1135-1138), в княжение Юрия Долгорукого, назвавшего город в честь одного из старших братьев - Ярополка II. Новая крепость входила в систему оборонной линии по Клязьме наряду со Стародубом и Гороховцом. Находки археологов говорят об активной жизни в торгово-ремесленном и военном центре небольшого Ярополчского княжества. Героизм жителей при осаде так озлобил монгольских ханов, что они запретили отстраивать город заново. Оставив пепелище, немногие его жители, спасшиеся от резни, поднялись чуть выше по течению Клязьмы и основали на одном из холмов новый Ярополч. Бывший вотчиной великих князей и царей, город до начала XVIII века играл роль центра обширной Ярополчской волости.

В Смутное время ярополчане и вязниковцы присягнули Василию Шуйскому. Затем поддержали Минина и Пожарского. Их ополчение несколько дней набиралось здесь сил. Козьма Минин-Сухорук настолько запомнился, что Ярополчскую гору долго звали Мининой горой. К середине века город совсем обветшал. Но за полвека до его заката царю Алексею Михайловичу случилось испугаться разорения своих вотчин бунтующей чернью. Поднимался и церковный раскол. В 1656 году он поручил воеводе Семену Чаадаеву на ветхом месте соорудить новый кремль с дубовыми стенами и каменными башнями. Превосходную крепость воздвигли за год (!), но в течение полувека ее мощь так и осталась невостребованной. В 1703 году город со стенами выгорел начисто. Отстроенный скромными домами обывателей, Ярополч тихо, в течение полувека, присоединился своими улочками к развившейся в город Слободе Вязниковской.

Многолетнее соседство Ярополча и Слободы определило единство их судеб во всех передрягах Смуты и эпохи раскола. Вместе не раз горели, вместе отстраивались, вместе молились чудотворной иконе Казанского образа Божией Матери, обретенной в Слободе в начале 1620-х годов. Вместе строили для нее два каменных храма на осушенной от болот Соборной площади - знаменитый, огромный Казанский собор (1670-1674) и теплую Никольскую церковь (1694-ок.1700), перестроенную по ветхости в начале 1880-х годов в чудесный двухэтажный храм. Увы, в конце 1920-х годов вязниковцы, бывшие ярополчане и слобожане, не смогли отстоять эти храмы от вандалов-атеистов. Единство обоих селений в имени Вязники настолько сильно, что ни один вязниковец не откажет себе в удовольствии сказаться ярополчанином, то есть наследником не только Слободы, но и героизма древнего Ярополча.

Герои - особая статья в биографии города и района. Немногочисленная Вязниковская земля более всех в области дала стране героев. Двадцать пять ее уроженцев - Герои Советского Союза. В мирное время в их число вошел дважды герой космоса Валерий Кубасов, первый сварщик на орбите, участник экспедиции «Союз-Аполлон». А как забыть трудовой героизм вязниковцев, особенно женщин-ткачих? Руки Ольги Щукиной, Риммы Гавриловой и других мастериц, отмеченных и не отмеченных почетными званиями, - истинно золотые руки.

Умели трудиться в Вязниках. Хранили заветы отцов. Краток век человека, дольним виделся труд. Терпение и труд, известно, все перетрут. «Перетерли» монголов и разных находников. Одолели болота, где раскинулись улицы и каменный центр с церквами, соборами, уездными учреждениями, гостиным двором, гауптвахтой, домами призрения, гнездами просвещения, усадьбами «лучших людей». Пережили гонения на старообрядчество. Не смогли простить оскорбления насильственным вводом новых обрядов и исправлений книг. Сколько же голов сложили за старые правила?! Неистовство с обеих сторон доходило до предела. Кто не ушел лесными тропами за Волгу (на Керженец, Чернораменье, Иргиз), тот, оставшись, замкнулся душой. Ушел в вековую, глухую оппозицию к официальной церкви, власти и светской культуре. Команды рыскавших по лесам стрельцов и сменивших их гренадеров тут оказались бессильны. Староверы уступили внешне, разоренные скиты не отстраивали, но в своих домах молились прежним, старым образам, продолжая блюсти дедовские свычаи-обычаи.

Молчаливая война с правительством коснулась быта и веры, но в торговле продолжать ее оказалось накладно. Опасения быть оттесненными на обочину истории побудили до поры отложить вероучительные споры. Вместе с поднятой на дыбы Россией к концу петровской эпохи предприимчивые слобожане с головою окунулись в промышленность и торговлю. Вся энергия былых пассионариев, не растраченная в бездумных препирательствах о сугубой аллилуе, знаменном двуперстии и хождении «посолонь», обратилась на реальные дела.

О, эти маленькие городки России! Как не спешили вы, дорожа самобытностью, становиться большими и бойкими! Как сопротивлялись наступавшему молоху прогресса! Понимали: выход из покоя и забвения чреват чем-то большим. Придет с барышами перемена дорогого уклада. Предчувствовали, как в обители с уходом «древлего благочестия» истают вконец зримые и незримые узы взаимной опеки и благого надзора, исчезнут там, где каждый знал каждого, и коль не близок по крови, то точно сват или кум. Как в таком житии разъять было общее на исключительно частное? Не того ли единства и безопасности жаждут сегодня обитатели сверкающих, но угрюмых душой городов?

В середине XIV века из уст святителя Алексия, митрополита Московского, в адрес богатого и заносчивого «Нижегорода» слетела меткая фраза: «Дома каменные, люди железные!». Как верно чувствовал пастырь всея Руси связь богатства и порчи нравов, комфорта бояр и челяди с ростом высокомерия и черствости душ.

Включившись с XVII века в общероссийский оборот, вязниковцы частенько бывали в больших городах. В обеих столицах и городах поплоше. Чаще ездили в Нижний, куда сплавлялись по рекам Клязьме и Оке испытанные товары: особого вкуса огурцы и вишня, роскошные яблоки, отличная древесина, льняные полотна и пряжа, добротные иконы, деревянная посуда. Везли и к себе немало, но не «собинные ндравы». Нижний, ставший волжским мегаполисом, увяз в них надолго. Кто читал П.И. Мельникова-Печерского и А.М. Горького, представит, о чем идет речь. Здесь и пьянство, и разгул, воровство и артельное нищенство, узаконенные проституция, мздоимство, ростовщичество, распад семей и многое, что сопутствовало удивительной энергии купцов и мастерству местных тружеников.

В клязьминских городках Владимирщины долго, невзирая на рост промышленности, царила исконная богобоязненность. Часто устраивались многоверстные крестные ходы. Властвовал домострой. В рамках пристойности случалось, правда, открывать клапаны для выпускания пара в народных гуляньях. Входившим в моду питейным домам это было на руку. Но представления о доступной гульбе в Вязниках произошли не от местных жителей, сплошь почти староверов, а от купцов и приказчиков, приезжавших сюда на частые ярмарки. Уработавшись на долгом торжище, одуревши от счета и гомона, шел торговый люд на постоялые дворы с трактирами, а чаще - на раздольный Венец, где душа поет. Хмелели головы от местной сладкой вишневочки. Гуляли с тальянкой, да как! Местные строгости Венца не касались. Вот и пошло в одночасье с легкой руки молодцов (дошло и до В.И. Даля): «В Суздале и Муроме Богу помолиться, в Вязниках погулять, а в Шуе напиться». Вот так! Кому в честь и лесть, а кому в землю влезть! От такого «ярлыка» лишиться впору языка! Поди разберись, где граница между «погулять» и «напиться».

Но вернемся еще раз на Венец. Всех способен принять он и взвеселить. Особенно радостно здесь на проводимых каждое лето фатьяновских праздниках. Всякому гостю радуются хозяева и - соловьи ближних рощ. Это летом. Но поглядите на Вязники в пору цветения вишен и яблонь. Что за прелесть такая, весенние Вязники! Кипень белая сплошных неумолчных садов. А ранняя осень духмяная, с сочными вишнями, терпкой черемухой, малосольем отменных огурчиков...

Вязники - вертоградье цветов и плодов, роскошных берез и вязов, уютных улиц в изукрасе домовой резьбы, с раздольным плёсом реки, певучими рощами, звонкой тальянкой с девичьими голосами. Поэзия разлита здесь во всем. Где искать было почву для рождения в трудные годы трепетных фронтовых «Соловьев» и искрометной «Насолнечной поляночке», утвердивших единым светом души скорую Победу бойцов.

Бывает Вберет в себя один человек все красоты дивного места - и хватит того с избытком на всех. Так случилось с песнями незабвенного Алеши Фатьянова. Все, сбывшееся в его довоенной молодости («Когда весна придет») и несбывшееся («Если б гармошка умела...»), претворилось в неумирающих, давно ставших народными строках, написанных для каждого из нас, кому близки и светлая грусть по «русой девушке в кофточке белой», и по родной улице, что «в непогоду дорога», и тому перекрестку, где однажды «с любовью встретился своей». Отчего так красиво взыскала душа поэта? Оттого, что было где поучиться чистоте и целомудрию. Читать далее

ВЯЗНИКИ - все города Владимирской области