ЛЮДИ БРОНЗОВОГО ВЕКА

Первым металлом, освоенным древнейшим человеком, была медь. Из меди люди делали для себя орудия: это была медная эпоха в истории человеческой культуры. От меди люди переходят к употреблению бронзы. Во времена глубокой древности человеческая практика накопила богатый опыт двойного сплава меди с оловом. Так была открыта бронза. Бронзовая эпоха - такая ступень в истории человеческой культуры, когда употреблялись главным образом изделия из бронзы.

Родина бронзы - Азия, откуда использование ее заимствовали народы других частей света. Среди народов Восточной Европы бронза появляется по-видимому, путем меновой торговли с азиатскими странами. Бронза и была основным предметом торговли. Бронзу везли из Азии в Европу, главным образом, в виде оружия, бытовых предметов и особенно украшений. Потайные склады бронзовых изделий, принадлежавшие купцам или ремесленникам, были обнаружены на территории раскопок.

Бронзовый век, или палеометаллическая эпоха, на территории бывшей СССР делится на три поры: раннюю, среднюю и позднюю. Ранняя пора бронзовой эпохи захватывает период от появления новых металлических орудий до начала третьего тысячелетия до современной эры. Средняя пора соответствует по времени третьему тысячелетию до современной эры, когда, наряду с медными и бронзовыми орудиями, выступают и первые орудия, сделанные из железа.

Количество памятников палеометаллической эпохи, найденных на европейской территории бывшей СССР, огромно. Всего установлено 18 культур бронзовой эпохи, из которых две откосятся к ранней, семь - к средней и девять - к поздней поре.

Среди культур ранней поры самой древней и, вместе с тем, самой замечательной представляется Трипольская культура, существовавшая в южной России около начала четвертого тысячелетия до нашей эры.

В Центральном междуречье до сих пор еще не обнаружено памятников ранней поры бронзового века. Но зато средняя пора бронзового века представлена двумя культурами - Фатьяновской и Панфиловской. Фатьяновская культура обнимает целиком волжско-окский бассейн, тогда как Панфиловская культура проходит полулунием через устье р. Оки и Средней Волги.

В. Городцов склонен считать вероятным наличие деловых сношений между людьми разных культур средней поры бронзового вежа.

Говоря о Северо-Кавказской культуре, представленной довольно богатым металлическим инвентарем (бронзовые топоры, рубанки, ножи, копья), украшениями и принадлежностями туалета, В. Городцов считает, что местное население «оказывало сильное влияние на более северные культуры России». «Имеется основание полагать, - пишет Городцов, - что частью населения Северо-Кавказской культуры была колонизована Средняя Россия и создана Фатьяновская культура, что особенно выразилось в сходстве форм глиняной посуды и ее орнаментация. Формы сосудов бомбовидны, то с круглым, то с плоским дном. При покойниках нередко ставились глиняные светильники или жаровни в виде чашечек на ножках; внутри они разделены перегородкой на две неравные части. Особенный интерес представляют каменные складные формы для отливки медных и бронзовых прутиков, из которых после выковывались разные мелкие бытовые предметы, вроде ножей, шил и др». Каменные формы состояли из двух половинок, в центре которых выбивались соответствующие углубления для предмета, который хотели отлить. Обе половинки формы складывали и крепко связывали; затем через особое отверстие вливали бронзу. Бронзовые изделия в случае их поломки не чинились, а переплавлялись. Это объясняется тем, что способ спайки бронзы тогда еще не был известен.

Характерные предметы средней поры бронзового века обнаружены в различных, иногда весьма отдаленных, областях. Одни и те же предметы археологи находят и в Волжско-Окском междуречье и в районе Енисея (Афанасьевская культура). Это дает возможность сделать вывод о наличии связей, сношений между народами Центрального междуречья и Сибири в третьем тысячелетии до нашей эры. Характер этих связей целиком и полностью опровергает профашистские «теории» европоцентризма, отрицающие роль народов Азии в деле развития общечеловеческой культуры.

Но чем характерны Фатьяновская и Панфиловская культуры? Фатьяновская культура занимает обширную область среднерусской равнины. «Ее границы, - пишет Городцов, - приблизительно намечаются по линии от Нижнего-Новгорода на Галич, Бологое, Смоленск, Орел, Козлов. Носителями Фатьяновской культуры, по-видимому, были колонисты Северо-Кавказской культуры. Будучи заброшенными далеко от метрополии, фатьяновцы заметно ослабевали в культурном отношении; в их бытовом инвентаре начинают преобладать решительно каменные орудия, особенно сверленые топоры, в выработке которых фатьяновцы оказались большими мастерами. Однако они вырабатывали и металлические орудия: в области Фатьяновской культуры найдены уже в нескольких пунктах складные каменные литейные формы северо-кавказского типа и бронзовые, т.н. вислообушные топоры, один из которых найден в Фатьяновском могильнике, давшем имя культуре, а также медные бусы».

Фатьяновцы занимались, преимущественно, охотничьим промыслом, для которого весьма благоприятствовали среднерусские леса. Способ распределения продуктов у фатьяновцев был по всей вероятности типичным для раннего родового общества.

«Когда в обществе не было классов, когда люди до рабской эпохи существования трудились в первобытных условиях большего равенства, в условиях еще самой низкой производительности труда, когда первобытный человек с трудом добывал себе средства, необходимые для самого грубого первобытного существования, тогда не возникало и не могло возникнуть и особой группы людей, специально выделенных для управления и господствующих над всем остальным обществом».

Первобытно-коммунистическое равенство фатьяновцев основывалось на базе скудного существования, тяжелой борьбы с окружающей природой. Грозные и особенно пагубные явления в природе (гроза, молния, засуха, продолжительные ливни и т. д.) страшили первобытных жителей. Страшная и непонятная внешняя природа нашла отражение в первобытной религии людей. Фатьяновцам были присущи эти первобытные религиозные представления.

Энгельс так определил возникновение первобытной религии: «Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе».

Первобытная религия, раз возникнув, «всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен, так как во всех вообще областях идеологии предание является великой консервативной силой».

Обряд погребения у фатьяновцев похож на погребения людей Северо-Кавказской культуры; покойников хоронили в ямах, куда клали также глиняные круглодонные сосуды.

Итак, людям родового общества были свойственны примитивные религиозные представления. Это объясняется тем, что родовой строй «предполагал крайне неразвитое производство, следовательно крайне редкое население на обширном пространстве, следовательно почти полное подчинение человека чуждой, противостоящей ему, непонятной внешней природе, что и находит свое отражение в наивных религиозных представлениях».

Панфиловская культура округляла восточные границы территории Фатьяновской культуры. Советская археология пришла к выводу, что люди Панфиловской культуры были аборигенами, или исконными жителями, волжско-окского района. Корни данной культуры находятся в неолитической культуре Центрального междуречья. Но нет никакого сомнения, что панфиловцы были так или иначе связаны с фатьяновцами.

«Население этой культуры, - писал В. Городцов о панфиловцах, - испытывая влияние Фатьяновской (культуры), упорно удерживало древний экономический и бытовой уклад: оно жило охотой и рыболовством, имея из домашних животных только собаку и, может быть, свиней. Жилищами служили обширные и глубокие землянки с длинными крытыми входами. Руководящими формами бытовых предметов культуры служат некоторые бронзовые и многие виды каменных орудий и глиняных сосудов. Из медных предметов пока известны остатки мелких вещей и одного рубанка, совершенно схожего с северо-кавказским. Каменные орудия в большинстве схожи с неолитическими, но среди них фигурируют новые типы, в виде рубанков, явно подражающих бронзовым образцам; нередки костяные орудия. Формы глиняных сосудов по технике и орнаменту весьма близки к окским неолитическим, но среди них решительно преобладают плоскодонные, совершенно чуждые неолитической керамике и встречаются обломки тонкостенных фатьяновских круглодонных сосудов с углублением в середине дна».

Таково краткое описание Панфиловской культуры, которая относится к средней поре палеометаллической эпохи.

Поздняя пора бронзового века представлена более обильными материальными памятниками. В верховьях Дона и среднем течении Волги простирается курганная Срубная культура. Северный конец территории данной культуры доходит до Мурома и захватывает почти все среднее течение Оки. Срубная культура относится по времени к середине второго тысячелетия до нашей эры.

Чем характерна Срубная культура?

Определяя основные особенности данной культуры, В. Городцов писал: «Население Срубной культуры распадалось на отдельные племена, отличавшиеся друг от друга некоторыми обычаями, хотя основой экономической жизни для всех племен служило скотоводство, достигшее, по-видимому, высокого развития. В состав домашних животных входили лошади, коровы и овцы. Наряду со скотоводством население занималась мелкою обрабатывающей промышленностью: оно было знакомо с обработкой металлов, камня, кости, дерева и волокнистых веществ для тканей. Характерными, определяющими формами бытовых предметов служат бронзовые, вислообушные топоры, литые копьевидные ножи, копья со втулками, каменные топоры, острореберные (биконические) и баночные глиняные сосуды, нередко покрытые в верхних частях геометрическими узорами».

Археологические раскопки в зоне Срубной культуры дают возможность иметь представление об общественном быте людей того времени. В погребениях эпохи Срубной культуры найдены булавы с каменными навершьями, принадлежавшие, по-видимому, племенным старейшинам или князьям. Любопытен обряд погребения: покойников хоронили в срубах, сверху накрытых плахами и бревнами; при погребении мужчины иногда убивали и хоронили вместе с ним его жен. Вот что можно сообщить о Срубной культуре.

По соседству с ней, в северо-восточном направлении, простирается Сейменская культура, которая также относится к поздней поре палеометаллической эпохи. Сейменская культура открыта в 1912 г., и ее территория захватывает город Владимир и далее идет к Перми и Свердловску.

Сейменская культура характеризуется, по сравнению с предшествующими культурами палеометаллической эпохи, более совершенным развитием металлургии. Бронзовые орудия оригинальны и блещут тонкой отделкой. Сейменские кельты (рубящие орудия, заменяющие топор) украшены орнаментами, состоящими из треугольников и ромбов; копья украшены вильчатыми или ромбическими (поперечного сечения) стержнями. Наряду с топорами-кельтами изредка встречаются бронзовые вислообушные топоры.

Многие орудия Сейменской культуры дают возможность установить экономическую связь окско-камского бассейна с Прибалтикой, Черноморьем и даже Прибайкальем. Так, например, бронзовые топоры сейменского типа, столь широко распространенные, имеют следы влияния минусинских кинжалов, а некоторые даже привезены из минусинских мастерских. Из мелких предметов Сейменской культуры В. Городцов выделяет, как наиболее интересные, кольца, вырезанные из белого нефрита, привезенные, вероятнее всего, из Иркутского края, где имеются залежи белого нефрита и где велась обширная выработка из него колец.

На основании найденного янтаря В. Городцов констатирует связь окско-камского бассейна с Прибалтикой; а копья с вильчатым стержнем, одинаковые по форме с серебряным копьем Аккерманского клада в Бессарабии, подтверждают наличие деловых сношений населения Средней Волги с жителями западного Причерноморья.

Таковы археологические данные о культурных связях «между племенами в далеком прошлом.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 1. Далекое прошлое Волжско-Окского междуречья

Древнейшие обитатели края

Люди бронзового века

Переход от родового быта к государственному строю

Культура славянских племен и их соседей