ВАРЯЖСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН

Историю Ростово-Суздальской земли в IX-XII вв. необходимо рассматривать в связи с основными событиями Киевской Руси. Отрывочные летописные сведения об этом крае станет понятными лишь на фоне истории Славянской земли в целом.

Во второй половине IX столетия славянская земля стала объектом агрессии со стороны варягов (варяг - от слова «вар» - вооруженный человек).

Фашистские историки рассматривали норманское завоевание северо-восточных славянских племен как проявление «культурного влияния» северной расы на «низшую расу» - славян. Нашествие варягов на Русь трактуется как победа «государственности» над «стихией диких племен» славян.

Казенная историческая «наука» фашистской Германии извращала все исторические факты и события, чтобы «обосновать» нелепый, клеветнический тезис «фюрера» Гитлера о том, что якобы «не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам».

Продажные фашистские «ученые» всячески смаковали это клеветническое утверждение «фюрера» и широко проповедывали «теории» о том, что славянские народы якобы не способны иметь свое собственное государство, что они во все времена и эпохи управлялись «германскими элементами».

Фашисты всячески извращали прошлое древнейших народов Восточной Европы.

Правдивое освещение исторических событий разбивает в пух и прах все фашистские бредни по поводу истории нашей страны, в том числе и их выводы о роли варяжского завоевания в истории Руси.

Еще до появления варяжских князей славяне играли самостоятельную политическую роль. Термины «русы» или «росы» встречаются в источниках до легендарного Рюрика.

Один из современных исследователей вопроса о «норманском завоевании» и происхождения Руси пришел к следующему выводу: «имя «Русь», вовсе не встречающееся в Скандинавии и не связанное с ней ни исторически, ни географически, возникло в связи с созданием государственной организации на юге нашей территории раньше появления здесь норманов, которые затем уже были использованы этой государственностью для своих военных целей. «Поляне - яже ныне зовомая Русь», - говорит летописец. Русь - такое же исконное местное наименование в восточной Европе, как славяне - исконные жители этой территории».

Первые известия о русах обнаружены в Бертинских анналах (римских летописях) за 839 г. В этом году русы прибыли к императору Людовику I Благочестивому в составе посольства византийского императора Феофила. Император Людовик I с почетом принял греческих послов, а также и русов. Последние говорили императору, «что их, то есть их народ, зовут Рос (Rhos)» и они посланы своим царем, «по имени Хакан (Chacanus)», к Феофилу «ради дружбы». Греческие послы вручили Людовику I императорское письмо, в котором Феофил «просил, чтобы император милостиво дал им (русам) возможность воротиться в свою страну и охрану по всей империи, так как пути, какими они прибыли к нему в Константинополь, шли среди варваров, весьма бесчеловечных и диких племен, и он не желал бы, чтобы они, возвращаясь по ним, подвергались опасности».

Людовик I Благочестивый охотно принял послов «Хакана» (князя) русов, но сомневался в том, с добрыми ли намерениями они пришли в его страну. Вертинские анналы любопытны тем, что они называют росами или русами народ, так же как византийские писатели называли Киевское государство Русью. Из этого следует, что понятия «Русь», «русские» связано не с варяжским племенем завоевателей, а с теми многочисленными славянскими племенами, которые издавна жили в Восточной Европе. Вышеприведенный источник имеет значение еще и в том, что устанавливает наличие хакана, или князя русов, как называли иностранцы местных славянских властителей.

Князья русов осуществляли активную внешнюю политику. В «Житии Георгия Амастридского» сообщается о походе русов на Амастриду, приморский город в Малой Азии на южном побережье Черного моря, недалеко от Синопа.

О грозном нашествии русов на Царьград отмечает константинопольский патриарх Фотий в 860 г., что некоторые исследователи ошибочно отождествляют с летописным известием о походе Аскольда и Дира на Византию. Извлечение из второй беседы патриарха Фотам дает такую оценку нашествия Руси:

«Народ неименитый, народ несчитаемый (ни за что), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный (точнее по греческому подлиннику - незнатный), но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна, и истребил живущих на этой земле, как полевой зверь траву или тростник или жатву, - о, какое бедствие, ниспосланное нам от бога...».

Конечно русы находились на более низком уровне экономического и культурного развития, чем греки, но это не исключало возможности их победоносных походов на Византию. Этот документ говорит о том, что еще до появления варяжских завоевателей русы, или славяне, играли крупную политическую роль.

Норманы, или варяги, появились в славянской земле как грабители, сборщики дани и охотники за челядью, т. е. рабами. Из летописи известно, что уже «в лето 6367 (т. е. 859 году) имаху дань Варязи из-за морья на Чюди и на Словенех, на Мери и на Всех (т. е. Весех) и на Кривичех».

Таким образом летописные первоисточники опровергают ходячее утверждение фашистской истории о том, что славяне находились под «плодотверным влиянием» норманов. Если бы это было действительно плодотворное влияние, то подданные славяне не подняли бы восстания против варягов и не прогнали бы их обратно за море.

Под датой «862» сообщается следующее: «изгнаша Варяги за море и не даша им дани, и почаша сами в собе володети». В летопись вставлена легенда о призвании варяжского конунга - князя Рюрика и его дружины.

Автор этой легенды, киевский летописец монах Сильвестр Выдубицкий, объясняет обращение славян к варяжским князьям междоусобицей и войнами.

«И реша сами в себе: поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву».

Послы славянских и прибалтийских племен (Чуди, Словени, Кривичей и Веси) пошли за Балтийское море (тогда Варяжское) и обратились к сильному варяжскому племени: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да пойдете княжить и володети нами». И изъбрашася три братья с роды своими, (и) пояша по собе всю Русь и придоша старейший Рюрик, (седе Новегороде), а другой, Синеус, на Белоозере, а третий Изборьсте, Трувор». Летописец Сильвестр освещал события далекого прошлого с точки зрения своего времени (XII в.), проводя ту идею, что князья призывались веем народом.

После смерти братьев Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным правителем в новгородской земле. «Прия власть Рюрик, и раздай мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находници Варязи, а перьвии насельници в Новегороде Словене, (в) Полотьсте Кривичи, в Ростове Меря, в Белоозере Весь, в Муроме Мурома; и теми всеми обладаше Рюрик».

Варяжская власть встретила упорное сопротивление со стороны Новгородцев, возглавляемых Вадимом Храбрым, В 863 году «оскорбившиеся новгородцы глаголюше, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета убил Рюрик Вадима Храброго и иных мнози новгородцев».

Норманы несли подданным славянам и финнам рабство. Ополонение челядью, т. е. захват норманами рабов в славяно-­финской земле связан с агрессивной внешней политикой Рюриковичей: варяги стремились захватить Царьград, где можно было продавать рабов как самый ценный товар.

Варяги не сумели, не смогли, были бессильны навязать побежденному народу свой способ хозяйствования, свою культуру, свой язык. Славянская культура поглотила варягов. Норманы слились со славянами. В огромном большинстве случаев при прочных завоеваниях дикий победитель принужден приноравливаться к тому высшему «экономическому положению», какое он находит в завоеванной стране; покоренный им народ ассимилирует его себе и часто заставляет даже принять свой язык.

Завоеватели восприняли славянскую культуру, славянский язык. Автор «Повести временных лет», освещая события за период с 888 по 897 гг., констатировал факт ославянивания варяжских конунгов: «Тем же и Словенску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел, понеже учил есть язык Словенеск и поставил есть епископа и наместника по себе Андроника Словеньску языку. А Словеньский язык и Руский одно есть».

Ославянившиеся варяжские конунги и их дружинники сливаются со славянской аристократией. Верхушка славянского общества вступила в состав варяжских дружин.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 2. Ростово-Суздальская земля в составе Киевского государства

Варяжское завоевание славянских племен

Полюдье - сбор дани князьями и дружинниками

Введение христианской веры

Отражение степных завоевателей

Князь Ярослав Мудрый и появление Русской правды

Стихийные народные восстания - ответ на усиление феодального гнета

Ростово-Суздальская земля - вотчинное княжество Владимира Мономаха

Князь Юрий Долгорукий