ОТРАЖЕНИЕ СТЕПНЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

Русская земля в X веке часто подвергалась нападениям степных завоевателей-кочевников. До середины X века на юго-востоке хозяйничали хазары. Они подчинили себе другие кочевые и оседлые племена и собирали с них дань. Первые киевские князья со своими дружинниками успешно отражали набеги степных захватчиков. Князю Олегу удалось даже отомстить «неразумным хазарам». Князь Святослав окончательно разгромил Хазарскую державу, освободив подданные славянские племена от ига степных кочевников.

Но падение Хазарского каганата (княжества) привело к усилению других кочевых завоевателей - печенегов. В конце княжения Святослава печенеги устраивают набеги на Русь и грабят население. От руки печенегов пал Святослав в неравной битве около Днепровских порогов в 972 г. Преемникам князя Святослава приходилось вести длительную и тяжелую борьбу против степных завоевателей.

О борьбе с кочевниками-грабителями, нападавшими на Киевское государство, рассказывают былины. Они стали слагаться в конце X века, когда особенно усилились набеги степных кочевников на славянскую землю. Устное народное творчество в песнях и сказаниях создает своих героев, бесстрашных, храбрых, с неисчерпаемым запасом смекалки и удали. Это они, славянские богатыри, выразители дум и чаяний народа, борются против «силы нездешней», против степных завоевателей. Былины повествуют о том, что богатыри были основной силой в борьбе против иноземных завоевателей. К ним обращаются князья и на них единственная надежда при появлении внезапной беды. По просьбе киевского князя Владимира Святославича богатырь Илья Муромец сражается против Калин-царя.

Наезжал собака-вор Калин-царь

С сорока царями-царевичами,

С сорока королями-королевичами.

У всех было силы набрано,

У всех было силы заправлено:

У всех было силы по сороку тысячей,

У самого собаки царя-Калина сметы нет.

Исходит собака-вор Калин-царь

По той по силы по поганыя:

«А и же вы, слуги мои верные!

«Кто знает баять по-русскому,

«Толмачить по-татарскому;

«Кто бы сходил во Киев-град,

«Снес письмо ко князу Владимиру,

«Чтобы отдал стольный Киев-град

«Без бою, без драки великия,

«Без большого кроволития».

В этот момент князь Владимир с сожалением вспоминает в сильных, могучих богатырях, которые разъехались, обиженные княжеским нерадением. В Киеве оставался лишь Илья Муромец, посаженный в погреб глубокий. Князь Владимир берет ключи от погреба, заходит туда и обращается к Илье Муромцу:

«А и же ты, старый казак Илья Муромец!

«Съезди, постарайся ради дому пресвятые Богородицы,

«И ради матушки Свято-Русь земли,

«И ради церквей соборных».

Илья Муромец облатился, обкольчужился и поехал на Сорочинские горы биться с Калин-царем.

Богатыри были сторожами русской земли, охранявшими ее границы от иноземных врагов. Одна из былин повествует о богатырской заставе, где собирались русские богатыри.

На заставе атаман был Илья Муромец;

Податаманье был Добрыня Никитыч млад;

Есаул Алеша, поповский сын;

Еще был у них Гришка, боярский сын;

Был у них Васька Долгополой.

Все были братцы в разъездьице:

Гришка Боярский в те пор кравчим жил;

Алеша Попович ездил в Киев град;

Ильи Муромец был в чистом поле,

Спал в белом шатре;

Добрыня Никитич ездил за охотою;

За той ли охотой, за молодецкою:

На охоте стрелять гусей, лебедей.

Возвращаясь из чиста поля, Добрыня Никитыч обнаружил вражеские следы. Как затем выяснилось, мимо русской заставы из чужой земли «приехал Жидовин могучь богатырь». Посмотрим, что дальше предпринимает Добрыня Никитыч.

Приехал Добрыня в стольный Киев град,

Прибирал свою братию приборную:

«Ой, вы гой еси, братцы-ребятушки!

«Мы что на заставушке устояли?

«Мы что на заставушке углядели?

«Мимо нашу заставу богатырь ехал!»

Собирались они на заставу богатырскую.

Стали думу крепкую думати:

Кому ехать за нахвальщиком?

Судили-рядили о Ваське Долгополом, Гришке Боярском, Алеше Поповиче. Илья Муромец знал слабые стороны своих младших братьев-богатырей и выбирал с таким расчетом, чтобы посланный сумел задержать вора Жидовина.

Говорит большой богатырь Илья Муромец,

Свет атаман сын Иванович:

«Не ладно, ребятушки, положили:

«У Васьки полы долгие;

«По земле ходит Васька, - заплетается;

«На бою-на драке заплетется;

«Погинет Васька понапрасному».

Не подошли к этому делу Гришка Боярский и Алеша Попович.

«Гришка рода боярского: «Боярские роды хвастливые, -

«На бою-драке призахвастается;

«Погинет Гришка понапрасному».

Алеша Попович не сможет побить нахвальщика потому, что

«Увидит Алеша на нахвальщике

«Много злата, серебра, -

«Злату Алеша позавидует;

«Погинет Алеша понапрасному».

Поручили Добрыне Никитычу ехать за нахвальщиком, побить его на чистом поле и по «плечь отсечь буйну голову».

Ho не по силе и для Добрыни Никитыча оказалось столкновение с нахвальщиком Жидовиным.

Поворачивал нахвальщина добра коня,

Попущал на Добрыню Никитыча.

Сыра мать-земля всколебалася,

Из озер вода выливалася,

Под Добрыней конь на коленца пал.

Добрыня Никитыч уехал на заставу богатырскую и обо всем случившемся сообщил Илье Муромцу.

Говорит Илья Муромец:

«Больше не кемь заменитися:

«Видно ехать атаману самому».

Илья Муромец побил иноземного богатыря Жидовина.

Илья Муромец, прославленный в былинах своим победным сражением с Соловьем-разбойником, а впоследствии успешными схватками с татарами, известен в Черниговской области, в Рязанском княжестве и во Владимиро-Суздальской земле. По некоторым былинным данным Илья Муромец - житель села Карачарова, из-под Мурома (отсюда его прозвище).

Другой герой былинного эпоса, Алеша Попович, еще в большей мере, чем Илья Муромец, связан с Ростово-Суздальской землей. Былина повествует о том, что Алеша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Это обстоятельство учитывалось народными творцами былины. В сравнении с Ильей Муромцем Алеша Попович награждается такими свойствами характера, как хитрость и лукавство («глаза завидущие, руки загребущие»). Но это лишь дополнительная деталь, которая не снимает основ­ного качества - его героической борьбы против Тугарина, «не здешней силы». Он гордо и с достоинством обращается к витязям: «Подавайте нам силу нездешнюю: мы с тою силою, витязи, справимся».

Сюжет былины об Алеше Поповиче непосредственно связан с ростовскими сказаниями о храбром Александре Поповиче, который, по данным летописи, погиб в Калкинской битве в 1224 г. около Азовского моря.

В образе Ильи Муромца и Алеши Поповича русский народ отобразил своих героев, беззаветных чудо-богатырей, борющихся против иноземного вмешательства.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 2. Ростово-Суздальская земля в составе Киевского государства

Варяжское завоевание славянских племен

Полюдье - сбор дани князьями и дружинниками

Введение христианской веры

Отражение степных завоевателей

Князь Ярослав Мудрый и появление Русской правды

Стихийные народные восстания - ответ на усиление феодального гнета

Ростово-Суздальская земля - вотчинное княжество Владимира Мономаха

Князь Юрий Долгорукий