ОБРАЗОВАНИЕ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА И АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

Во второй половине XII века определился упадок Киевского государства. Бывшая империя Рюриковичей дробилась на отдельные княжества и земли. По мере развития феодального землевладения местных князей и бояр возрастал политический сепаратизм окраинных русских и прочих земель. На протяжении XII столетия быстро экономически росли три центра Киевской Руси - Новгород на Волхове, Ростово-Суздальская земля и Галицко-Волынское княжество. Это способствовало политическому обособлению новых центров Руси.

Распад киевского государства на три составные части - Новгородскую землю, Ростово-Суздальскую землю и Галицко-Волынское княжество произошел вследствие усиления феодальной раздробленности. Отвергая ошибочную трактовку данного процесса Покровского, проф. А.В. Шестаков говорил по этому поводу:

«Этот распад происходил не потому, что Киевское государство оскудело, обеднело: оно распалось на отдельные княжества потому, что усилилось феодальное землевладение, усилилась феодальная эксплуатация, возросло богатство отдельных частей этого государства, которые благодаря этому приобрели соответствующую самостоятельность и превратились в значительные централизованные государственные образования».

Ко второй половине XII века территория Киевской Руси значительно сократилась. Отпали причерноморские и приазовские владения, на базе которых образовалось большое половецкое государство - Дешт-и-Кыпчак. Это было политическое объединение степных кочевников-феодалов. В XI-XII вв., вплоть до появления татарско-монгольских завоевателей, половецкие ханы устраивали набеги на русские княжества, грабили и уничтожали мирное население. Половцы были главными врагами на юго-востоке в период дробления Киевского государства.

Упадок киевского государства, усиление сепаратизма отдельных княжеств после смерти Юрия Долгорукого, - все это предопределило интересы Андрея Юрьевича. Вопреки желаниям своего отца, Юрия Долгорукого, он ушел из Киева в Ростово-Суздальскую землю, где и княжил с 1157 до 1175 г. Андрей Юрьевич, - или Андрей Суздальский, - как его называет Маркс, нес с юга на север воинственный дух и великокняжеские традиции. Историки отметили необычайно яркий воинственный облик князя Андрея Боголюбского. Он «выдавался необыкновенной храбростью, любил начинать битву впереди полков, заноситься на ретивом коне в середину вражьего войска, пренебрегать опасностями».

«Андрей в пылу битвы часто увлекался сечей и подвергал себя большим опасностям, пьянел от бурной схватки», - так писал об Андрее Боголюбском историк Рожков.

Вскоре после занятия княжеского стола Андрей Юрьевич, столкнувшись с местными феодалами и прежде всего с суздальским боярством, принимает решение о переносе своей резиденции в суздальский пригород - Владимир на Клязьме. Это был важный экономический центр Междуречья верхней Волги и Оки.

Основателем города Владимира на Клязьме обычно в исторической литературе считали Владимира Мономаха. Археологические данные вносят существенные поправки в это положение. Археолог Уваров убедительно доказал, что Владимир на Клязьме является «древнейшим поселением мерян». Монеты, обнаруженные во владимирских курганах, подтверждают наличие торговых связей уже в начале XI в., т. е. почти за 100 лет до Владимира Мономаха. Несомненно, владимирские жители вели торговлю, и не только местную. Владимир находился на перепутье от Мурома к Суздалю, где бывали арабские купцы, приходящие транзитом из Великих Булгар.

В XII столетии устанавливается торговый путь от Киева до Владимира на Клязьме. Киевские купцы направлялись на север по следующему маршруту: Киев - р. Десна - Брянск - волок до верховьев р. Оки - р. Москва - р. Яуза - золок до верховьев р. Клязьмы - Владимир. Кроме того, приобретал весьма важное значение торговый путь, соединяющий два растущих центра северо-восточной Руси - Владимир на Клязьме и Новгород на Волхове.

Почему Владимир Мономах обратил особенное внимание на Владимир по р. Клязьме? Основание деревянной крепости, окруженной земляным валом, на высоком берегу р. Клязьмы и ее притоке Лыбеди имело военно-стратегическое значение. В борьбе за Волжско-Окское междуречье против Святославичей укрепленный Владимир на Клязьме нужен был Мономаху как прикрытие древних городов - Суздаля, Ростова и Белоозера.

Кроме того, укрепление пригорода Владимира имело и политическое значение в связи с преодолением оппозиции ростово-суздальских бояр.

Перенесение княжеской резиденции во Владимир на Клязьме явилось выражением борьбы княжеских дружинников против ростово-суздальских бояр и горожан. Бояре и торговцы старых городов (Ростова, Суздаля) стремились, по примеру Новгорода и Киева, влиять на княжескую политику, ограничить власть князя властью городской сходки (веча).

Это временно удалось киевлянам (в 1068 г.) и новгородцам (в 1193 г.) благодаря народным восстаниям, результатами которых не замедлила воспользоваться феодальная знать.

В Ростове и Суздале туземная знать неоднократно сталкивалась с народными низами и потому безуспешно боролась против усиления власти князя. С развитием княжеского и боярского землевладения князья постепенно эмансипируются (обособляются) от влияния вечевых городов. В княжеской вотчине увеличилась вооруженная сила, что позволило князю обходиться без городского ополчения, а в вопросах внешней политики быть независимым от веча.

Ко времени Андрея Боголюбского во Владимире выросли те общественные группировки, которые в борьбе против старой боярской знати поддерживали сильную княжескую власть. Таким образом самовластие Андрея Боголюбского не было лишь особенностью его характера, а имело определенные социальные мотивы. В противовес централизаторской тенденции княжеской власти туземное боярство выставляло политический сепаратизм.

Андрей Боголюбский многое сделал для превращения Владимира на Клязьме в новую княжескую столицу. Ипатьевская летопись подчеркивает, что князь Андрей «сильно устроил... город Владимир». Боярские и торгово-ремесленные посады были окружены деревянными стенами с изящными пятью воротами: Золотыми, Серебряными, Медными, Волжскими и Ориниными. Андрей Боголюбский сооружает земляной вал, прилегающий на юго-западе к валу Владимира Мономаха.

В 1158 году был заложен Успенский собор во Владимире. Для строительства собора и других церквей приглашаются иностранные мастера «из - всех земель». Князь Андрей много уделял внимания постройке Успенского собора и пожаловал ему «слободы купленные с даньми и села лепшая» (из Никоновской летописи за 1158 г.).

По своим архитектурным и декоративным формам собор имеет влияние византийско-романского стиля.

Как Успенский собор, так и многие другие постройки XII в. во Владимире являются ценнейшими историческими, художественными и археологическими памятниками.

Так перестраивался Владимир, бывший пригород суздальский, превращаясь в столицу могущественного феодального княжества.

В результате этого строительства укрепленная часть города расширялась более чем на половину. В черте земляного вала находились три монастыря: Георгиевский, Спасский и Успенский.

Владимир на Клязьме по своей экономической и общественной структуре значительно отличался от древнейших городов Междуречья - Ростова и Суздаля. В нем больше, чем в других городских центрах, были развиты ремесло и торговля. Никоновская летопись передает пренебрежительное отношение ростовских бояр к Владимиру - как городу каменщиков и плотников: «Несть бо свое княжение град Владимир, но пригород есть наш, а наши смерды в нем живут и холопы, каменосечцы и древоделы и орачи».

В 1158 году Андрей Юрьевич начинает строительство огромного каменного замка в с. Боголюбово, в устье р. Нерли, в 10 верстах от Владимира, на крутом берегу р. Клязьмы. Этот замок стал княжеским дворцом, вокруг которого появлялись новые и новые постройки: хозяйственные здания, жилые дома княжеских дружинников и т. п. Затем был сооружен Покровский монастырь. Ипатьевская летопись называет Боголюбово каменным градом. Сообщая об Андрее Боголюбском, летопись отмечает: «создал же... собе город камен, именем Боголюбый».

Строительство Боголюбовской крепости в устье р. Нерли имело большое военно-стратегическое и политическое значение. Боголюбово преграждало водный путь из Булгарского царства и было заслоном от Рязанского княжества со стороны Мурома. В связи с борьбой против рязанских князей за господство в волжско-окском бассейне надо рассматривать особенное внимание Андрея Суздальского к стольному городу-крепости и, в то же время, к княжеской резиденции - Боголюбову. Кроме того, сооружение Боголюбовской крепости укрепляло позиции княжеской власти в преодолении туземной боярской оппозиции. Если раньше ростовские бояре, в борьбе против владимирского князя, не прочь были установить непосредственное общение с рязанскими князьями Ольговичами, то теперь, когда между Ростовом и рязанским «низом» появился Боголюбов, эта возможность была почти исключена.

Борьба Андрея Боголюбского с ростовским боярством, по всей вероятности, не встречала поддержки среди части духовенства во главе с епископом Леоном. В 1162 г. происходит разрыв князя Андрея с епископом Леоном и высылка последнего в Ростов. Летописные источники связывают это событие с борьбой внутри правящего феодального класса. Ипатьевская летопись так освещает этот факт: «выгна Андрей епископа Леона ис Суждаля и братью свою погна Мстислава и Василка и два Ростиславича сыновца своя, мужи отца своего переднии; се же створи хотя самовластець быти всей Суждальской земли».

Таким образом в основе разрыва князя Андрея с епископом Леоном были политические мотивы; усиливающейся княжеской власти противостояла оппозиция туземной знати, не желающая мириться с княжеским самовластием. Эти политические мотивы не могли не облечься в религиозную оболочку. Андрей Боголюбский многое делал для того, чтобы превратить Владимир в подлинный центр, политический и религиозный, всего Междуречья. Завершение строительства Успенского собора дало Андрею Боголюбскому возможность поставить вопрос об учреждении во Владимире своей митрополичьей кафедры. Осуществление данного мероприятия сразу бы подняло престиж новой княжеской резиденции - Владимира на Клязьме.

Как раз в этом вопросе епископ Леон и разошелся с князем Андреем. Из этого следовал соответствующий княжеский вывод: «а в Суждали не да ему (Леону) седети».

В 1164 году владимиро-суздальским епископом стал Федор, поставленный константинопольским патриархом.

Сторонники епископа Федора не стояли в стороне от борьбы за сильную княжескую власть. Андрей Боголюбский использовал церковь и духовенство в осуществлении внутренней и внешней политики. Своим личным «боголюбием» и усиленным строительством церквей Андрей Боголюбский подкупал духовенство. А последнее оказывало ему огромную поддержку в борьбе с соседними князьями. Так вопросы церковные тесно переплетались с вопросами политическими. Церковь освящает походы князя Андрея против болгар и создает культ чудотворной Боголюбовской иконы.

Политическую независимость от Киева Андрей Боголюбский пытается дополнить созданием особой митрополии во Владимире на Клязьме. Первые годы княжения наполнены острой борьбой за независимую митрополичью кафедру. Епископ Федор, кандидат в митрополиты, становится ближайшим помощником Андрея Боголюбского. Они вместе весьма решительно и жестоко расправляются с теми из духовенства, которые («мнихи, игумены и иереи») стояли преградой на их пути и возражали против разрыва с киевской митрополией.

Епископ Федор производил конфискацию имущества у непокорных противников, многих из них пытал и казнил. Кроме того, часто накладывались интердикты па церкви (запрещение богослужений) с целью воздействия на весь приход верующих.

Репрессивная деятельность и религиозный сепаратизм епископа Федора были осуждены киевским митрополитом и южным епископатом. В 1172 г. состоялся митрополичий суд над епископом Федором, который и приговорил: «язык ему (Федору) урезати и руку правую утяти и очи ему выняти».

Расправа над епископом Федором явилась большим ударом по Андрею Боголюбскому. Его политические враги, из туземного боярства, почувствовали прилив новых сил на борьбу против княжеского самовластия.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 3. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII веках

Образование Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский

Завоевательная политика княжеской власти

Дворцовый заговор и восстание 1175 года убийство князя Андрея Боголюбского

Всеволод III Большое гнездо

Культура Владимиро-Суздальской Руси

Признаки упадка Владимиро-Суздальского княжества