ВЛАДИМИР НА КЛЯЗЬМЕ - ЦЕНТР ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Русская православная церковь играла крупную политическую роль в жизни великого Владимирского княжества. Это объясняется прежде всего тем, что духовенство вербовалось из среды господствующего феодального класса и не порывало своих связей с феодальным хозяйством. Монастыри и церкви были не только религиозными учреждениями, но и мощными экономическими единицами.

Политическая роль митрополита всея Руси как главы русской православной церкви определялась, прежде всего, огромным значением церковно-монастырского феодального землевладения. Последнее не только не уступало светскому феодальному землевладению, но и подчас занимало первенствующее положение в экономике тех или иных частей великого княжества. Вот почему митрополит всея Руси как крупнейший феодал стремился влиять на великого князя и проповедовать, что духовная власть превыше светской власти. Как известно из предыдущего, центр великого княжения переносится Андреем Боголюбским с Днепра на Клязьму во второй половине XII века в результате удачного похода на Киев. Фактически с 1169 года Владимир становится столицей русской земли - центром верховной светской власти. Но Киев по-прежнему оставался резиденцией митрополита - центром духовной власти.

До начала XIV столетия митрополиты жили в Киеве. Чем это объясняется? Почему, так долго существовало двоецентрие светской и духовной власти? При решении этих вопросов надо иметь в виду то, что русские митрополиты назначались константинопольскими патриархами; последним гораздо было выгоднее иметь центр русской церкви поблизости от Византии, т. е. в Киеве. В свою очередь киевские митрополиты не желали ехать на далекий север. Самовластие владимиро-суздальских князей было известно в Киеве, а это самовластие не входило в положительный расчет верховной церковной власти во главе с митрополитом. После перенесения великокняжеской резиденции из Киева во Владимир, в 1169 г., в результате похода Андрея Боголюбского, митрополит получил большую независимость, самостоятельность от светской власти. Вот почему до татарского нашествия киевские митрополиты не хотели переезжать во Владимир.

После того как Русь оказалась под игом монгольских завоевателей, продолжали действовать прежние мотивы. Но вместе с этим появился новый фактор - золотоордынский хан как сюзерен всея Руси. Хан ограничивал функции княжеской власти вообще и великокняжеской в особенности. Всевластие монгольских завоевателей, с одной стороны, и невозможность осуществления длительного господства их в огромной стране без внутренней поддержки, с другой, - создавали благоприятные условия для сотрудничества ханов и верхов духовенства. Татарские ханы покровительствовали русскому духовенству и освобождали его от даней.

С момента установления татарского ига до XIV века митрополиты жили в Киеве. За эти десятилетия, весьма тяжелые для всей русской земли, Центральное междуречье приобрело большее экономическое значение, нежели Приднепровье. В междуречье Оки и Волги устремлялись централизаторские силы, решающие судьбу страны. Поскольку это совпадало с интересами церковно-монастырского землевладения, постольку становилось бессмысленным дальнейшее пребывание митрополита всея Руси в Киеве.

В 1300 году митрополичья кафедра во главе с митрополитом Максимом переезжает во Владимир на Клязьме - столицу великого княжения.

Покидая Киев, митрополит Максим взял с собой и «Русскую Правду», переделав ее во владимирское «Правосудие митрополичье».

Надо отметить, что начальный рубеж XIV столетия в истории великого Владимирского княжества падает на период не подъема, а упадка города Владимира на Клязьме. Первая столица Междуречья уступала свое место другим, более действенным экономическим и политическим центрам, особенно Твери и Москве. Но несмотря на это перенесение митрополичьей кафедры во Владимир имело большое значение: Владимир стал управлять церковью во всей Руси.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 4. Господство монгольских завоевателей в восточной Европе и дробление Владимиро-Суздальского княжества

Нашествие монгольских завоевателей

Хан Батый и завоевание им Владимиро-Суздальской Руси

Ледовое побоище

Татаро-Монгольское иго на Руси

Рост политического сепаратизма отдельных земель и княжеств

Владимир на Клязьме - центр православной церкви