ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Северо-восточная Русь в XIV веке заметно быстро экономически возрождалась даже в условиях татарского господства. Это связано, прежде всего, с увеличением сельских поселений и населения в них.

С.Б. Веселовский в своем историко-социологическом исследовании о типах внегородских поселений пришел к выводу, что «в XIV-XV вв. в северо-восточной Руси преобладающими типами селений были небольшие села, окруженные множеством мелких деревень-хуторов в 1-3 двора. Огромное большинство крестьян жило в этих деревнях на очень разнообразных и равномерных участках, на условиях индивидуальной поряды - договора».

Общинное землепользование претерпевало к этому времени огромные изменения. Теоретики народничества, исписавшие много бумаги по вопросу о формах землевладения у русского народа, возвели крестьянскую общину на пьедестал вечной неизменяемости, «Ни междуусобия удельного времени, ни иго монгольское,... - ничто не поколебало, не изменило этого заветного учреждения крестьянской жизни», - так писал один из народников.

Подобные экскурсы народников в раннее средневековье связаны с их теоретическими догмами реакционного крестьянского социализма. Для ник крестьянская община была божественным атрибутом глубокой древности, сохранившимся несмотря на всяческие политические потрясения крепостной эпохи.

В действительности же сельская община феодальной эпохи отличалась от общинного быта славян дофеодального времени. Крупное феодальное землевладение являлось определяющим фактором в экономических и общественных отношениях.

Экономическое и политическое господство землевладельцев в феодальную эпоху основывалось на монопольном владении землей как основном условии земледельческого труда и главном средстве сельскохозяйственного производства.

Феодальные вотчины являлись натуральными хозяйствами.

«Натуральное хозяйство предполагает, что условия хозяйствования целикам или в подавляющей части производятся в самом хозяйстве, возмещаются и воспроизводятся непосредственно из его валового продукта».

При натуральном хозяйстве общество состояло из массы, однородных хозяйственных единиц (патриархальных крестьянских семейств, примитивных сельских общин, феодальных поместий), и каждая такая единица производила сое виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к употреблению.

Характеризуя средневековое феодальное земледелие, в срав­нении с капиталистическим земледелием, нужно отметить «однообразие рутинного натурального хозяйства», «неподвижность старинных систем полеводства» при пользовании первобытных земледельческих орудий, односторонность и однобокость патриархального земледелия.

«В чем состояла сущность крепостнического хозяйства? В том, что крестьяне получали от помещика надел для прокормления своей семьи, а за это должны были работать три дня (а иногда и больше) на помещичьей земле. Вместо того, чтобы платить рабочему деньгами, как платят теперь повсюду в городах, платили землей. С надела, получаемого от помещика, крестьянин мог едва-едва прокормиться. И за этот корм крестьянин и сам и вся его семья должны были обрабатывать помещичью землю крестьянскими же лошадьми, крестьянскими орудиями или «инвентарем». Такова сущность крепостнического хозяйства: нищенский надел вместо платы за труд; обработка помещичьей земли крестьянским трудом и крестьянским инвентарем; принуждение крестьянина работать из-под палки помещика. При таком, хозяйстве крестьянин и сам должен был становиться крепостным, потому что без принуждения силой ни один человек, сидящий на наделе, не стал бы работать на помещика».

Князья и бояре имели вотчины и дворцовое хозяйство, обычно возглавляемое дворецкими или дворьскими. Дворецкий заведовал княжескими или боярскими землями и полностью распоряжался тягловыми людьми. Дворецкие княжеских вотчин даже получали право суда в отношении крепостных крестьян данной вотчины.

В XIV веке растут и монастырские вотчины. В 1365 г. московский митрополит Алексей основал Чудов монастырь. Он находился в Кремле, являясь центром феодально-крепостнической церковной пропаганды. Благодаря княжеской власти Чудов монастырь скоро приобрел огромные земельные владения.

Монастырские вотчины имели сложное хозяйство.

Уставная грамота митрополита Киприана Коистантиновскому монастырю от 1391 г. показывает многообразие феодальных повинностей, возлагаемых на монастырских крестьян-сирот. Согласно утверждению игумена Царко большие люди из монастырских сел были обязаны «церковь наряжати, монастырь и двор тынити, хоромы ставить, игумнов жеребей весь рольи орать вагоном, и сеяти и пожати и свезти, сено косити десятинами и в двор ввезти, ез бити и вешней и зимней, сады оплетать, на невод ходити, пруды прудить, на бобры им в осенине поити, а истоки им забивати; а на Велик день и на Петров день прихо­дят к игумену, что у кого в руках; а пешеходцем из сел к празднику рожь молоти и хлебы печи, солод молоть, пива парить, на семя рожь молотить; а лен дасть игумен в села, и они прядуть, сежи и дели неводные наряжают; а дают из сел все люди на праздник яловицу (но одинова ми, господине, добили челом, а не в пошлину, треми бараны, и яз их пожаловал за яловицу, занеже ми была ненадобе яловица, а по пошлине по старой всегды ходит яловица на праздник); а в которое село приедет игумен в братшину и сыпци дают по зобне овса конем игуменовым».

Из этого весьма подробного перечня феодальных повинностей следует то, что монастырские крестьяне в конце XIV в. отбывали одновременно и барщину (отработочная рента) и пошлины (продуктовая рента). Крестьяне, принадлежащие Константиновскому монастырю, били челом митрополиту Киприану об облегчении их участи, но ничего не добились. Киприан ответил им: «ходите ж вси по моей грамоте; игумен сироты держи, а сироты игумена слушайте, а дело монастырское делайте».

Положение крестьян как в монастырских, так и светских феодальных вотчинах было очень тяжелое. Характеризуя положение крепостных крестьян, Ленин писал «...вся история помещичьего землевладения и хозяйства в России, все данные о теперешнем помещичьем хозяйстве показывают, что помещичье «руководство» всегда означало и означает безмерные насилия над крестьянами, бесконечное надругательство над личностью крестьян и крестьянок, означает самую бессовестную, бесстыдную, нигде в мире невиданную эксплуатацию (по-русски это значит: ограбление) крестьянского труда».

Ограблению крестьянского труда как монастырскими, так и светскими феодалами способствуют специфические условия хозяйствования и быта в феодально-крепостническую эпоху. Раздробленность феодального производства порождает разобщенность самих землевладельцев.

Прикованные к своему наделу, к своей крохотной «общине», они были резко отделены даже от крестьян соседней общины различием тех разрядов, к которым они принадлежали (бывшие владельческие, бывшие государственные и, т. д.), различиями в величине своего землевладения, - различиями в тех условиях, на которых произошла их эмансипация (а эти условия определялись иногда просто личными свойствами помещиков и их прихотью)».

Средневековое земледелие характеризуется оторванностью «земледельца от всего того, что делалось на свете за пределами его деревни», местной замкнутостью, ограниченностью и изолированностью хозяйства, поразительной раздробленностью мелких производителей и прикреплением «массы земледельцев к их месту жительства».

Как ни тяжел был гнет, под которым приходилось стонать крестьянам, толкнуть их на восстание было все-таки очень трудно. Их раздробленность чрезвычайно сильно затрудняла возможность общего соглашения. Долгая привычка к подчинению, переходившая от поколения к поколению, отвычка во многих местностях от употребления оружия; то усиливающаяся, то ослабляющая, в зависимости: от личности господина, жестокость эксплуатации - все это содействовало тому, чтобы крестьяне оставались спокойными.

Одновременно с ростом земледелия развиваются и торгово-денежные отношения.

Производить на продажу крестьянская семья начинала тогда только, когда у нее оставался излишек от собственного потребления и после уплаты натуральных повинностей господину; этот пущенный в обмен излишек становился товаром. Городские ремесленники должны были, конечно, с самого начала производить для обмена. Но они сами же производили большую часть нужных для собственного потребления предметов, они имели сады и небольшие поля, пасли свой скот в общинном лесу, который, кроме того, доставлял им строительный материал и топливо; женщины пряли лен и шерсть и, т. д. Производство с целью обмена, производство товаров еще только возникало. Отсюда - ограниченность обмена, ограниченность рынков, устойчивый способ производства, местная замкнутость по отношению к внешнему миру, тесное единение в местной среде: марка (т, е. земельная община) в деревнях, цехи в городах».

Таким образом в раннее время феодальной эпохи товарное производство находится в зачаточном состоянии. Оно растет по мере развития местных рынков.

Наряду с крупными торговыми центрами Междуречья, обычно совпадавшими с военно-административными пунктами великого княжества, в начале XV столетия растут местные рынки. Выделяются торговые села, куда ездят со своими продуктами и крестьяне. Об этом свидетельствуют жалованные грамоты. В одной из них, данной звенигородским князем Юрием Димитриевичем Савво-Сторожевскому монастырю, указывается порядок взимания торговых пошлин с монастырских крестьян: «который хрестьянин манастырский купит или меняет, и он пятнит в манастыре; а которой хрестьянин манастырской продасть в торгу или в селе, и они тамгу платят игумену Саве в монастыре».

Рост городов и развитие местных рынков вело к упадку натурального хозяйства.

По мере упадка натурального хозяйства, один за другим вид обработки сырья превращался в особые отрасли промышленности.

Продукция крепостной промышленности реализовалась уже за пределами вотчины. Это имело огромное значение в росте общественного разделения труда. Основой всякого развитого разделения труда, осуществляющегося путем товарного обмена, является отделение города от деревни.

Промышленная деятельность не являлась лишь уделом городов. Огромные пространства русской земли, разбросанность населения благоприятствовали развитию сельской промышленности.

Энгельс в своих сочинениях о России говорит о специфических формах организации промышленной деятельности - артелях. Артель, - «это широко распространенная в России форма товарищества, простейшая форма... кооперации, подобно той, которая существует у охотничьих племен во время охоты. И по названию, и по существу она - татарского, а не славянского происхождения. И то, и другое встречается у киргизов, якутов и т. д., с одной стороны, и у лопарей, самоедов и других финских народов - с другой. Поэтому артель и развивается первоначально не на юго-западе России, а на севере и востоке, в местах соприкосновения с финнами и татарами. Суровый климат требует разнородной промышленной деятельности, и недостаток городского развития и капиталов возмещается по возможности этой формой кооперации. Один из самых отличительных признаков артели, круговая порука ее членов друг за друга перед третьими лицами, покоится первоначально на связях кровного родства, подобно Gewere (взаимной поруке) у древних германцев, кровной мести и т. д.».

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 5. Борьба за Владимирский великокняжеский стол и подготовка условий к созданию русского национального государства

Рост Московского княжества

Собиратель земли русской - князь Иван Калита

Союз золотоордынских ханов с верхами духовенства

Политика потомков Калиты

Ослабление Золотой орды

Куликовская битва

Дальнейшее развитие феодальных отношений

Политическая гегемония московских князей на Руси

Борьба за власть в московском великокняжеском доме