СМЫСЛ БРАЧНОГО СОЮЗА

Высшим мотивом всякого брачного союза у всех народов исстари считалось рождение детей. Только рождением детей можно заплатить долг предкам - гласит древнеиндийская легенда. «Жениться - с людьми расплатиться», - как бы вторит ей русская пословица. «Человек может тогда и помереть спокойно, когда произведет подобного себе», - записывает в 1898 году дьякон Меленковского уезда П.И. Каманин. Дело в том, что в таком хозяйстве, каким являлась сельскохозяйственная община, где преобладали относительно простые и неспециализированные приемы труда, дети вовлекались в трудовой процесс очень рано, и большое потомство становилось фактором экономического преуспевания семей. Статистические данные показали: самые богатые (семьи кулаков) были семьями многодетными, бедные - с малым количеством детей. В свою очередь, только семья в обществе с неразвитыми производственными отношениями могла дать большое, хорошее потомство. Не случайно семья, дом на Руси, особенно среди крестьян, воспринимались как нравственная основа правильного образа жизни, а отсутствие их - как бедствие, кара раздраженного божества.

С понятием о брачном союзе связывались также намерения определить молодежь, «обстепенить и осеменить, чтобы она зря не болталась». По представлениям предков, «юношество, вступая в брачный союз, шло в гору». Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. «От века в век даны твердыни и устои жизни, - писал историк В. Соловьев, - семья, живым личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной, и церковь». По мнению деревенских жителей, неженатые и незамужние юноши и девушки не являлись настоящими крестьянами, их воспринимали как что-то нецельное. В старые времена на родителей таковых даже налагался штраф. К женщинам, в силу обстоятельств оставшимся вне брака, если они не посвящали себя служению Богу, во Владимирском крае прилипали разного рода обидные прозвища: «вековуха», «старка», «нетертый волос», «надолба». Таким образом подчеркивалась ценность (значимость) коллектива в сравнении с отдельной личностью (семья с ее социальными связями мыслилась как «космос», личность с ее биологическими потребностями - как «хаос». Только «обузданная», «преобразованная» личность имела ценность). Бывало, что крестьяне, чтобы женить сына или выдать замуж дочь, продавали единственную корову или лошадь.

Следует заметить, что такое отношение к браку было характерно и для других народов: в Древней Греции, например, безбрачие тоже встречало противодействие со стороны государства. Как сообщает Плутарх, против него применялись разного рода наказания: неженатый человек не мог приобрести народного доверия; обязательно должны были иметь детей, причем прижитых в законном браке, оратор или стратег. А в Спарте наказания были установлены не только для безбрачных воинов, но и для тех из них, кто вступал в брак поздно. Как состояние неприличное и недостойное гражданина воспринималось безбрачие в Риме: при Сервии Туллии с холостых и вдовых там взимался налог. Всегда и во все времена поощрялся брак у евреев, а на безбрачие и бездетность они смотрели с презрением.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии