КРИТЕРИИ ВЫБОРА НЕВЕСТЫ

Два критерия при выборе девушки играли определяющую роль: здоровье - чтобы было хорошее потомство, а также будущая жена должна была отличаться исправной работоспособностью, выносливостью и трудолюбием.

Признаками здоровья и красоты у девушки считались полнота, высокий рост, румянец, густые волосы. Про такую на Владимирщине говорили: «Всем взяла: и ростом, и дородством - кровь с молоком». Напротив, над худенькими («сухими») девчонками издевались. В деревне Ярцево, например, им давали обидное прозвище - «сиповка». Некоторые девушки, чтобы казаться выше и толще, набивали в сапоги соломы, надевали побольше одежды.

В почете у парней были девицы с большой грудью. Это и понятно: женская грудь раньше, когда не было специальных смесей для вскармливания детей, оставалась единственным источником питания младенца. Кроме того, с молоком матери ребенку передавался материнский иммунитет, что в прежние времена играло огромную роль, ведь сеть лечебных учреждений в сельской местности была развита слабо, а лекарства крестьянам в большинстве случаев были недоступны. На селе кормили грудью детей лет до трех, а то и дольше. Не случайно некоторые пожилые крестьянки с гордостью рассказывали о себе: «У меня парней было много - я была грудаста».

Возможно, такое значение размеров груди связано еще и с прежними представлениями наших пращуров, у которых в языческие времена женская грудь ассоциировалась с образом небесной воды: «грудь» = «груды» = «капли». В одном из древних источников сообщается: «Род седя на воздусе мечет на землю груды (капли) и в том рождаются дети».

Идея дождя небесной воды связывалась у архаического человека с образом грудей двух небесных богинь, непременных спутниц рода, которые послужили прототипом русских рожениц. Мотив спаренных грудей - один из распространенных в народном творчестве, в частности в узорах причелин в архитектуре Севера и Средней полосы.

В дореволюционной России каждая женщина-крестьянка умела шить, прясть, ткать. Девочек этим ремеслам обучали с малолетства, и хорошее зрение здесь играло немаловажную роль. Следует учесть, что электричества в ту пору в деревнях не было, пряли при лучинах, а об очках сельские женщины и не помышляли. Проверяли зрение так: во время сватовства свахи разбрасывали иголки по полу, предварительно сосчитав их, после чего просили девушку эти иголки собрать. С жительницей деревни Дуброво Н.П. Трофимовой в связи с этим произошел такой казус. Видимо, кто-то из односельчан решил ей навредить. «Уже засватали меня, - вспоминала она, - а кто-то и наговорил родственникам жениха, что я слепая. Жених решил меня проверить. Идем мы с ним как-то вечером - он меня прямо в лужу ведет, думает - раз слепая, не увижу. А я еще и его отвела».

Красота лица в нынешнем понимании в сравнении со здоровьем и трудолюбием девушки раньше у сельских жителей играла явно второстепенную роль. «С лица не воду пить», - говорили они. Зато все, что касалось трудолюбия, вызнавали с пристрастием. «Раньше-то родители жениховы выйдут в поле и глядят, умеет ли девушка жать, снопы вязать, молотить», - рассказывала М.Ф. Балакирева, уроженка деревни Вощиха. «Пришел сватать с родителями, а невеста прядет. Значит, хороша», - вспоминал Ю.В. Котов, житель села Боярское (ныне - Ивановская область).

Не последнюю роль в выборе девушки играло мнение односельчан. «Свататься пойдут, если нахвалят невесту», - рассказывала М.М. Шиканова, уроженка деревни Антипино.

В немалой степени итог сватовства зависел от количества и качества собранного девушкой-невестой приданого - ведь именно оно являлось результатом ее многолетнего труда и правильного воспитания.

Девушка, росшая в хорошей, трудолюбивой семье, каждую свободную минутку использовала для того, чтобы умножить свое богатство. Осмотр приданого невесты родителями жениха считался обязательным, и сватающие ничуть не испытывали при этом робости. «Приедут сватать, вызнают в первую очередь, сколько добра у невесты, и только после этого продолжают сватню».

В Суздальском районе сваты просили невесту не просто показать, но и продемонстрировать свои наряды. В каждой местности негласно существовал перечень предметов, составляющих приданое. Как правило, девушка должна была приготовить несколько скатертей, занавески на окна, покрывало на кровать, одеяло, подушки, полотенца... Все это в основном она ткала, шила и украшала сама. Лишь в более позднее время в селениях, расположенных близ городов, где имелись промышленные предприятия, предметы собственного изготовления заменялись фабричными или заводскими. Так, в деревнях Надеждино, Черновская, Дуброво необходимой принадлежностью приданого являлась швейная машинка, а в деревне Кисляково - самовар. В некоторых населенных пунктах, в частности в деревне Обращиха, было принято подружками шить невесте «ковер» на сундук с приданым. Он представлял собой мешковину, обшитую цветными тряпочками.

В деревнях Черновская и Надеждино невеста заранее готовила для жениха рубашку и подштанники и дарила их перед свадьбой. Как правило, он надевал их под венец. В деревне Антипино вместо подштанников девушка шила жениху кальсоны, шубник для первенца. Шился он из овчин, а сверху покрывался вязанкой. А вот перечень одежды, которую должна была скопить невеста до замужества в Меленковском уезде: шуба, поддевка, кафтан, платок, башмаки, валенки, сарафан, шерстяные чулки (нитяных и бумажных тогда крестьянки не носили), белье и другие мелкие наряды и уборы. Необходимо было также иметь несколько нарядных платьев, как говорили раньше - «на вылюдье». Их надевали в церковь или на праздники. Не случайно многие девицы в нарядной одежде видели смысл жизни и верное средство для «приличного» замужества. С момента сватовства до брачной ночи невесте не раз приходилось демонстрировать свое «богатство» и мастерство перед родственниками жениха, односельчанами. Так, после того, как девушка считалась засватанной, во время смотрин и на свадебном пиру она прилюдно одаривала родственников жениха своим рукодельем. «Раньше-то приедет жених с гостинцами, она дарит его родне сто платков, подшалков и всякую всячину; если же она не делала этого, ее просто вынуждали - дари всем». В немалой степени серьезному отношению к подготовке приданого способствовал обычай демонстрировать его перед односельчанами. Перевозилось оно в дом жениха в сундуках, на лошадях, даже если жених и невеста были соседями. Сопровождали повозку подруги невесты. Они поочередно доставали из сундуков наволочки, покрывала, занавески, показывая их встречным. Сопутствовали демонстрации задорные песни и пляска. «Идут подружки к жениху: сундуки на лошадях, а приданое в руках, чтобы видно всем было».

В деревне Кисляково существовал обычай: место для сна молодым определялось заранее. Там устилалась постель и на нее заблаговременно складывалось рукоделье невесты (привозили приданое в дом жениха до пира), и весь народ ходил и смотрел его, а потом обсуждал.

Но чаще добро невесты во время торжества развешивалось по всей избе для всеобщего обозрения. Только в дом жениха, не считая подаренных его и своим родственникам, подругам, невеста готовила минимум 15 полотенец. В доме перед свадьбой натягивались толстые нити и полотенца развешивались на них. Н. Зорин полагает, что они в данном случае выполняли роль жертвы духам предков, покровителям рода жениха и одновременно охраняли новобрачную, так как являлись своеобразным знаком принадлежности ее к прежнему роду по женской линии.

В деревне Вихирево было принято до пира в доме суженого заменять «хозяйские» занавески невестиными. О том, что такие способы проверки мастерства и трудолюбия девушки были достаточно эффективны, свидетельствуют рассказы старожилов: если девица была лентяйкой и неумехой, желание избежать дурной славы нередко толкало ее на хитрость. «Бывало и с обманом: наберут у других богатства-то, а на другой день и нет ничего».

Готовила пищу в семье, обычно, большуха, она же постепенно обучала этому снох, которые в случае болезни заменяли ее. Но в семьях, где было много неженатых сыновей и незамужних дочерей, свекрови одной управляться было трудно. Поэтому пришедшей в дом снохе приходилось приобщаться к стряпне сразу. И несладко приходилось той девушке, которая не занималась этим раньше. В Меленковском уезде, чтобы избежать казусов, согласно обряду, невеста должна была продемонстрировать гостям свои способности в приготовлении пищи: на второй день она угощала их каким-то кушаньем, приготовленным лично. Естественно, это заставляло девушек учиться стряпне заранее.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии