СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВУШКИ

К свадьбе невеста обязательно шила новое платье. Оно было светлым: белым, бежевым, розовым. Голову украшала вуалем и веночком из восковых цветов - последние продавались в церквах. В деревне Дуброво наиболее модные и рукодельные невесты богато украшали свадебное платье (грудь, рукава) бисером. А в селе Драчево некоторые из них, как вспоминали старые жители, даже в начале XX века под свадебное платье надевали красную юбку, которая, видимо, выполняла роль оберега. Парень венчался в рубашке, подаренной невестой, брюках-галифе, темном пиджаке, тоже обязательно новых.

В Муромском уезде девушка готовила специальный головной убор - рефиль. Делался он из жемчуга и разноцветных камней в форме конуса с ниткой жемчуга спереди, называлась которая поднизью. На второй день, когда девушка становилась «бабой», она надевала другой наряд, первый же складывала в сундук, и он был неприкосновенным до ее смерти. Во многих владимирских деревнях (Дуброве, Кузнецах, Мокеевке, Просеницах и др.) даже в начале XX века женщину хоронили в подвенечном платье: «Подвенечное платье на похороны берегли. Коль узко - распорют».

По представлениям наших прадедов, два такие разные с современной точки зрения события, как замужество и смерть, объединяло то, что и в том и в другом случае происходил переход из одного состояния в другое. Выходя замуж, невеста прощалась со своим девичеством. (Как девушка она «умирала». Не случайно после того, как она считалась засватанной, и до венчания ходила в трауре - надевала черный платок). Умирая, женщина прощалась с земной жизнью и уходила в мир иной, где ей была уготована другая жизнь. Белый же цвет с древнейших времен являлся символом чистоты и отрешенности от всего мирского, святости, он, подобно солнцу, отвращал зло. Платье, в котором девушка венчалась, а потом полагалась во гроб, было не обычной, а ритуальной одеждой, поэтому оно не могло использоваться в повседневной жизни. Таким образом, с помощью ритуала, в данном случае ритуальной одежды, подчеркивалась схожесть событий, определялась их значимость.

В XIX - начале XX века во многих местностях, в частности в Калужской губернии, невеста готовила к свадьбе специальную рубаху с длинными рукавами. В разных местах называлась она по-разному: целошная, убивальница, маховка. В записях, сделанных на Владимирской земле в конце XIX - начале XX века, сведений о таких рубахах не обнаружено. Однако утверждать, что во Владимире они все же были, позволяют гравюры Лепренса «Открываемая Россия», выполненные в 1774 году при знакомстве художника с жизнью и бытом людей, населяющих наш край. На них женщины изображены в сарафанах и душегреях с откидными рукавами. Вероятно, они являются прототипом рукавов, описанных выше. Б. Рыбаков предполагает, что невестами эти рукава были заимствованы в языческие времена у девушек-плясуний, исполняющих ритуальный танец на русалии. Согласно этнографическим записям, такие рукава у них являлись символом плодородия, ведь главное назначение праздника - способствовать хорошему урожаю (как известно, он знаменовал брачное торжество природы). Изначально же длинные рукава, как считает тот же ученый, являлись прообразом журавлиных крыльев: установлено, что русалии совпадали с возвращением в родные места журавлей, которые сразу начинали гнездиться и выводить потомство. Но перед этим они устраивали нечто подобное ритуалу - токовали. Выглядело это так: стая образовывала 1-3 круга, в центр выходило несколько птиц, которые начинали подпрыгивать (танцевать), вытянув шеи и расправив крылья. То, что русалии имели место на Владимирской земле и были связаны с «журавлиными танцами», доказывают рисунки на браслетах, найденных во владимирских кладах. В более поздние времена такие рукава в свадебном наряде невесты, очевидно, стали выполнять еще одну функцию - оберега.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии