ЖЕНИХ - ОХОТНИК, НЕВЕСТА - ДОБЫЧА

Николай Добрынкин, описавши в прошлом столетии свадьбу в Меленковском уезде, отметил такой момент: когда жених с поездом приезжает за невестой, «большой барин» (первый друг и помощник жениха) перед тем, как войти в дом, произносит слова: «Гоняли мы за куницами, за лисицами, за красными девицами, к вам след пришел». Согласно этой записи жених выступает в роли охотника (хищника), а невеста - дичи. Подобное же сравнение мы находим и в песнях, которые поют невесте подруги (записаны в разных деревнях Владимирской области). Невесту как бы предупреждают о надвигающейся опасности:

Берегись, свет белая рыба, берегися,
Что хотят тебя поймати, вот поймати,
В темные нереты посадити, посадити,
На двенадцать тебя штук разрубити, разрубити,
На двенадцати блюдах разложити, разложити,
На двенадцати столах расставити, расставити...
Берегись ты, Аграфенушка, берегися,
Что хотят тебя сговорити, сговорити,
За детинушку Егорушку помолвити, помолвити.

Или:

Вдруг отколь ни возьмись прилетел сокол ясный,
Садился он на мое плечо, садился на мою косу русую.

Это же противопоставление мы находим и в песнях самой невесты:

Полюблю себе такого
Дворянина молодого,
Все охотничка.
Чтоб который был охотник
За охотою ходить,
За охотой за такой,
За девичьей красотой.

Как родились эти образы? Интересное объяснение их происхождению дает В. Розин. Главной целью брака для древнего человека являлось рождение детей. Но представление о том, каким образом в теле женщины зарождается новая жизнь, по мнению ученого, у наших пращуров было не таким, как сегодня. И он воспроизводит мысли предков по этому поводу. «Откуда в беременной женщине, - рассуждал архаический человек, - появляется новая душа? От предка, родоначальника племени. Каким образом он посылает ее? «Выстреливает» через (посредством) отца ребенка. В этом смысле брачные отношения - не что иное, как охота: отец - это охотник, а невеста (жена) - дичь; именно в результате охоты (брачных отношений) новая душа из дома предка переходит в тело матери». Основанием для таких рассуждений ученому послужили наскальные рисунки, на которых охотники (стрелки) изображены с эректированным фаллосом, а женщина, или зверь, в эротической позе.

Согласно исследованиям рисунки эти относятся к эпохе верхнего палеолита, когда человек еще не отделял себя от окружающего мира и верил в первопредка-животного. Со временем взгляды наших пращуров на мир и его происхождение меняются, но образы, некогда тотемы - куницы, лисицы и другие животные, остаются в произведениях искусства, понятие же охоты превращается в устойчивую метафору, символизирующую брак, соитие.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии