ЗАЧЕМ НЕВЕСТУ ПЕРЕД ВЕНЦОМ ПОКРЫВАЛИ ПЛАТКОМ ИЛИ ШАЛЬЮ?

Одним из признаков некогда существующего брака умыканием, по мнению профессора О. Шрадера, является обычай накрывать невесту перед отправлением к венцу покрывалом (у русских он бытовал еще в начале XX века). В своей книге «Индоевропейцы» он пишет: «Широко распространенное обыкновение окутывать невесту покрывалом (фатою) лучше всего объясняется приемами (техникой) воровского брака, ибо, как известно из практики всяких похищений, набрасывание на голову платка или плаща облегчает работу похитителей». О том, что обычай этот был известен разным народам, свидетельствуют многочисленные записи, дошедшие до нас. В частности, христианский идеолог и писатель Тертуллиан, живший в 160-220 гг., сообщает, что у язычников «жены приводились к мужьям покровенные». Аналогичную запись мы находим у арабского писателя XII века. Описывая древнеславянские браки, он приводит такую любопытную деталь: если тому, кто испытывает к девице склонность, удавалось набросить ей на голову покрывало, то она беспрекословно становилась его женой.

Но скорее всего версия, выдвинутая Шрадером, ошибочна, и накрывание невесты платком или вуалью тоже связано с представлениями древнего человека о мироустройстве. Так, если исходить из мифов, ясно, что «всепокрывающее небо» древние люди олицетворяли с отцом; а всепорождающую землю» - с матерью. Все же живое - себя, животных, растения - наши предки считали их детьми, появившимися в результате их соития (покрытия).

Согласно вышеизложенному, покрывание невесты платком или шалью означало не что иное, как брачную связь. Вероятно, по той же причине в Малороссии девицу, преждевременно утратившую целомудрие, называли «покрыткой». Кстати первоначальное значение этого слова и ныне сохранилось во Владимире в некоторых выражениях: например, когда наступает время осеменить корову, в народе говорят: «надо ее покрыть», т.е. свести с быком.

То, что покров невесты являлся символом брачного союза, плодородия, достаточно ярко проявляется в молитвах, которые произносили девушки, желающие выйти замуж: «Покров, покровонька, покрой мне головоньку, хотя бы онучею (тряпкою), чтоб в девках не мучиться», «Покров, покров, землю покрой снежком, а меня платком».

Во времена христианства наблюдается некоторая трансформация понятия «накрыть», «покрыть». Видимо, не в силах бороться с языческими верованиями, высшие представители духовенства и светской власти, которые использовали религию в своих целях, модернизировали старые мифы, несколько изменив их содержание. Так, в X веке в Византии появилась легенда о чудотворном покрове Богородицы. Суть ее состояла в том, что внимая мольбам народа, жаждущего мира, мать Христа защитила константинопольцев с помощью чудесного омфора (покрывала), раскрыв его над ними. В XII веке при Андрее Боголюбском на Руси эта легенда получила второе рождение. Именно им в честь «чудодейственного» Покрова Богородицы, с помощью которого якобы она проявляла благосклонность к князю, защищая от всяческих невзгод (покровительствовала), во Владимиро-Суздальском княжестве был учрежден праздник и на реке Нерль построен храм. Он известен как храм Покрова на Нерли. В XII - XIII веках легенда эта имела широкое распространение на Владимирской земле, а позднее перешагнула и за ее пределы. Так, один из сюжетов росписи златых врат Рождественского собора в Суздале (XIII век) - изображение Богородицы с чудесным покрывалом в руках; а в XVI веке в Москве был выстроен красивейший храм - собор Василия Блаженного. Второе его название - Покровский...

Под влиянием новых легенд о чудесном Покрове Богородицы, ставших частью верований, к старому языческому понятию «покрывать», «накрывать» (соединять) прибавилось еще одно - «получить благосклонность» (покровительство). Из этого следует, что обряд накрывания девушки-невесты шалью, платком или вуалью помимо брачного соединения стал также означать, что она теперь находится под покровительством Богоматери. Во Владимире еще в начале XX века было принято: «Введут жениха, а невеста покрыта». «Под венец невесту поведут, шалью закроют, чтоб лица не видно было». Правда, сами жители владимирских деревень объясняли это так: «Чтобы злые люди не сделали чего, порчи не навели».

Но не исключено, что обряд этот связан еще и с представлениями наших предков о волосах. В 1951 году в Лондоне вышла книга врача-психоаналитика К. Берга. Опираясь на мифы и предания разных стран и континентов, он пришел к выводу, что в древности многие народы «наделяли» их особой эротической энергией и сексуальной силой. Несомненно, такие представления были знакомы народам, населяющим русскую, в том числе и Владимирскую землю.

Отголоском их являлись запреты, касаемые волос, которые в крестьянской среде повсеместно соблюдались вплоть до XX века, а ревностные хранители старины следуют им и ныне. Каковы же эти запреты? Один из них - с распущенными (непокрытыми) волосами женщина имеет право появляться только перед мужем. В случае нарушения этого запрета, тоже, несомненно, порожденного традиционной культурой и в средневековье являвшегося нормой, женщина обвинялась в легкомыслии (распущенности). Второй запрет (верующими он соблюдается и ныне) - представительницы слабого пола не имеют права входить в храм простоволосыми. Известно, что церковь всегда проповедовала аскетический образ жизни, и радости земные, в том числе активная интимная жизнь, эротика, символом которой считались волосы женщины, ею порицались. По той же причине, видимо, девушки, женщины, желающие посвятить себя Богу, то есть стать монахинями, постригались... Напротив, во время родов волосы женщины распускались. Считалось, что благодаря особой энергии, заключенной в волосах, питаемой Богами, женщина быстрее разрешится.

О том, что во времена язычества волосы наделялись особой магической силой, свидетельствует и обряд, описанный Петронием Арбитром (I век н. э.): чтобы выпросить у Юпитера влаги, римские женщины, распустив волосы, обращались к нему с молитвами; характерен также обряд изгнания смерти, достаточно распространенный до недавнего времени в Западной Европе: в случае повального мора животных или болезней девушки с распущенными волосами опахивали село. Знали этот обряд и во Владимире. Безусловно, накрывание головы невесты после венчания повойником связано с этими представлениями. Вот что рассказала жительница деревни Вощиха М.Ф. Балакирева: «После венца девушку заводили в сторожку, расположенную рядом с церковью, и сваха женихова плела ей две косы вместо одной (до замужества девушка ходила с одной косой, причем могла появляться на людях и непокрытой), завязывала их узлом и надевала повойник».

Почему только женские волосы «наделялись» предками особой силой? Вероятно, потому что именно она обладает способностью рожать детей. По этой же причине, видимо, женские волосы отождествлялись с солнечными лучами, пробуждающими жизнь, и считались символом плодородия.

В традиционной культуре все, что было связано со слабым полом, умышленно принижалось. Христианство же являлось одним из проводников этой культуры. Кроме того, оно конкурировало с язычеством (а обряды с волосами практически все имеют языческую основу). Поэтому церковь, естественно, способствовала негативному отношению к тому, что превозносилось язычниками. Так, согласно христианскому учению, женщина обвинялась во многих грехах. Вспомните хотя бы «Библию». Если исходить из ее учения, именно женщина поддается дьявольскому соблазну - съедает яблоко и совращает Адама. Не случайно во времена христианства волосы становятся символом дьявольского начала, и ведьмы, русалки, которых духовенство причислило к нечистой силе, всегда изображаются с густыми, распущенными волосами.

Но, несмотря на старания духовенства, в народе и в XX веке длинные волосы у женщин на Руси считались признаком красоты и женственности. Так, в одной из деревень Меленковского района, если парень приезжал за своей суженой и давал мало денег, его пугали: «Не дашь еще - волосы невесте отрежем».

Свою версию, касающуюся обряда накрывания волос женщины после замужества платком или другим головным убором (повойником, волосником, кокошником), выдвигает Таген Торн. Он предполагает, что в древние времена волосы еще означали принадлежность к определенному роду. То есть, переселяясь во владения жениха, своим присутствием там, вернее волосами, невеста могла принести вред его семье. Чтобы избежать этого, обмануть духов, представляющих род юноши, волосы девушке покрывали.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии