СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ СВЯЗАННЫЕ С ВОДОЙ

Народы мира во все времена особое благоговение испытывали к воде, и славяне не были здесь исключением. В летописном рассказе о князе Кие (основателе Киева), в частности, сообщается: «Поляне поклоняются озерам и кладезям». В старые времена рекам и озерам приносились жертвы, молодежные игрища тоже устраивались у источников. Этой традиции следовали и жители Владимира.

Г. Завойко в статье, где описываются их верования и обряды, конкретно называет эти места. В житии Константина Святославовича Муромского повествуется об обрядах, которые совершались у рек и колодцев, чтобы излечиться от болезней.

Причина поклонения воде понятна - без нее человек погибает: даже голодание для жизни менее опасно, чем нехватка воды. Это люди усвоили очень давно, а потому с незапамятных времен боготворили воду, приписывали ей целебные и магические свойства.

Достойное место обрядам с водой отводилось и в свадебном действе. Из Лаврентьевской летописи, к примеру, известно, что женихи, как правило, похищали своих невест у рек. А. Афанасьев сообщает, что даже во времена, когда уже было принято христианство, жители одного из уездов Витебской губернии отдавали предпочтение старому языческому обычаю. При заключении брака три раза объезжали с девицей озеро, считающееся святым, и этого было достаточно, чтобы он считался действительным. У греков тоже существовало поверье, что самый крепкий союз тот, который совершается у колодцев.

В целом обряды с водой отличались большим разнообразием. Но к XIX веку их осталось не так уж и много. Интересный обряд был зафиксирован во время свадебного действа в Меленковском уезде. Там в день свадьбы невеста обливала ворота и двери в доме жениха. А.Ф. Журавлев считает, что обряд этот «перекочевал» на свадьбу из области торговых ритуалов, где вода выступает в качестве символа переправы, преодоления границы между двумя состояниями. Действительно, купание, обливание, кропление - весьма нередки для обрядов подобного типа. Вспомним хотя бы и сегодня распространенный обычай - обмывать покупку. Во время свадьбы, чтобы подчеркнуть ценность приобретенного товара, а им, как мы знаем, была невеста, русский народ даже выделил его в отдельный акт-пропой. В качестве примера, доказывающего выдвинутую версию, А.Ф. Журавлев приводит обряд, до недавнего времени распространенный в Ярославской губернии: если купленная корова возвращалась к старому хозяину, ее подводили к воде или ручью, ставили к ним головой, наотмашь плескали водой в глаза и говорили: «Тебе, водица, вверх не бежать, а тебе, коровушка, у старого хозяина не бывать». Но, наверняка, значение этого обряда нельзя ограничить только сферой торговли, оно шире, о чем свидетельствуют обычаи, бытующие у многих народов. Например, известно, что бранденбургские крестьяне совершали такой ритуал: на порог дома, откуда выносился покойник, они выливали ведро воды. Производя это действие, они верили в то, что после этого дух умершего не вернется в прежнее жилище. Похожий обычай до сих пор существует и у русских: и сейчас у них после похорон считается обязательным мытье полов в доме умершего.

Истоки этих обычаев, видимо, таковы: в древности наши пращуры верили в то, что мир мертвых и живых разделен большой рекой, океаном, и ведро воды, вылитой на порог (границу) дома, скорее всего являлось символом этого водного пространства, разделяющего два мира. То же, вероятно, означало и мытье полов: т.е. с помощью воды возводилась искусственная граница - покойник как бы отделялся от мира живых. В пользу этого предположения свидетельствует обряд, очень долго бытовавший на Руси: умерших поминали за рекой. То есть потомки как бы временно переносились в мир усопших. По той же причине, видимо, невесты-сироты села Дуброво вечером ходили к реке, разговаривали там с умершими родителями, плакались им:

«Выхожу я без тебя, мамынька,
Как буду жить, неведомо».

Позднее, очевидно, действия, связанные с водой (купание, обливание, кропление) приобрели более широкое значение и в переходные моменты стали символизировать не только смерть, но и другие существенные перемены в существовании объекта или субъекта, в том числе и в случае купли-продажи.

Именно таким было, видимо, значение обливания молодой ворот и дверей в доме жениха: тем самым она как бы подчеркивала, что его семья приобретает новый статус.

Возможно, обычай обливать молодых после брачной ночи водой, а зимой забрасывать снегом, который уроженка деревни Вихирево М.С. Сергеева застала в 40-е годы XX столетия, - тоже отголосок древнего обычая. Кстати, аналогичные обряды вплоть до XIX века имели место и у других народов, в частности, в Албании: там молодожены обливали друг друга водой из колодца перед тем, как войти в дом.

Но уже в XIX веке обычай этот начинает утрачивать свою изначальную ритуальную функцию и совершается, можно сказать, механически, больше как дань традиции, служит лишним поводом для веселья. Вот одно из его описаний: «На третий день свадьбы, - рассказывает в своем очерке Н. Добрынкин, - молодая, к удовольствию гостей, ходит по воду в сопровождении бывших поезжан, одетых в фантастические и смешные рубища с выпачканными сажею лицами, которые с разными песнями, кривляньями потешают уличную толпу любопытных. Когда вода принесена к дому, молодой встречает безобразную свиту жены у ворот и угощает их вином, брагой, пирогами, после чего ряженые обливают водой воротные столбы и опять отправляются с молодой по воду. При вторичном возвращении их повторяется та же встреча молодого и угощенье; принесенною водою обливают ворота и двери избы, и на том водоношение молодой прекращается... В селе Цикуль и селениях Касимовского уезда молодую посылают за водой в третий раз и этой водой обливают для общего смеха окружающих. В селе Шиморском и заречных селениях молодой выкупает суженую вместе с водой у колодца (в этих селениях нет реки) за вино, брагу и пироги у свиты жены, ряженых родственников, присутствующих на свадьбе, этой водой также обливают ворота, а если угощение молодого покажется недостаточным, то вторично взятой водой обливают сваху и дружку, или провожают молодую с водою, песнями, кривляньями и пляскою до дому, где молодая на этой воде открывает пробную стряпню».

Самым распространенным из всех обрядов с водой был во Владимире обряд мытья невесты, а на второй день свадьбы - молодых в бане. В первом случае совершался он до венца. «Невеста перед свадьбой обязательно в баню ходила, - вспоминала А.Т. Болотова, уроженка деревни Кисляково, - а подружки ей в это время в предбаннике песни пели, что кончается девичья красота». Интересное объяснение этому и другим обрядам такого типа дает А.К. Байбурин. «Можно предположить, - рассуждает исследователь, - что обязательность омовения во всех ритуалах жизненного цикла связана с логикой ритуала, в соответствии с которой основной персонаж (новорожденный, невеста, покойник) должен быть сначала приведен в «исходное» (природное) состояние и только после этого возможен его переход в новое качество. Омовение и сопутствующая ему нагота (в случае с невестой и покойником), отсутствие всяких знаков, указывающих на связь объекта с миром «культуры» - все это, видимо, символизировало его «природное», «исходное» состояние. Думаю, читателю будет интересен еще один взгляд на обряды с водой. У многих народов вода также, как и волосы у женщин, являлась символом плодородия, т.к. только благодаря ей земля плодоносила. Если исходить из этой версии, то обливание молодых после венца, купание их следует еще понимать как пожелание им хорошего потомства.

Было бы странно, если бы вода не использовалась магами и колдунами. Действительно, редкий заговор или колдовство обходились и обходятся без нее. В частности, из документов известно, что с древнейших времен у многих народов вода (пот) считались лучшим приворотным средством. Об одном таком обычае, ссылаясь на документы, в своей книге «Люди и нравы Древней Руси» сообщает Б. Романов. «Женщины, - пишет он, - если их переставали любить мужья, омывали свое тело водою и воду ту давали им пить». Обычай этот в некоторых деревнях русского Севера существовал даже в начале XX века.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии