СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ СВЯЗАННЫЕ С ОГНЕМ

У всех народов мира наблюдалось особое отношение к огню, и это не случайно: огонь помогал преодолевать людям многие невзгоды - холод, нападение хищных зверей, благодаря ему улучшилось качество пищи... Особую роль огонь сыграл в упрочении социальных связей - ведь изначально поддержание огня требовало от человека непрерывающихся согласованных действий: огонь (очаг) стал своеобразным центром, вблизи которого происходила жизнь первобытного коллектива. Некоторые ученые, в частности И.Е. Забелин, предполагают, что именно огню (очагу) обязано своим происхождением слово «изба», так как образовалось оно от слова «топить». В «Русской правде», «Повести временных лет» большая патриархальная семья называлась «дымом». Дым, как известно, производное от огня. Таким образом, с незапамятных времен семья на Руси представляла собой коллектив, объединенный очагом (огнем). С того времени прошли сотни лет, но и в конце XIX - начале XX века печь (очаг) по-прежнему занимала значительную часть крестьянского дома - примерно четверть избы - и играла организующую роль.

Огромную роль огня в жизни человека отмечал Ф. Энгельс. «Огонь окончательно отделил человека от животного мира», - считает он. А древнегреческий философ Гераклит утверждал: «Все возникает из огня и все в огонь превращается». Особые свойства - очищения и возрождения - приписывали огню восточные мудрецы. Современная физика рассматривает огонь как четвертое состояние вещества, помимо твердого, жидкого и газообразного. Не случайно, важная роль ему отводится в черной и белой магии.

Пользоваться огнем человек научился очень давно. Древнейшие следы применения его найдены при раскопках стоянок синантропов и неандертальцев. Сначала, видимо, человек научился пользоваться природным огнем, полученным от молнии, солнца, или самопроизвольного возгорания органических останков. Большинство ученых предполагает, что искусственное добывание огня относится к началу верхнего палеолита.

С древнейших времен особое место отводилось огню у славян. Огненную (солнечную природу) имели славянские языческие боги Хорс, Дажьбог, Сварог. По мнению предков, особыми свойствами обладал «живой», т. е. чистый огонь, полученный в результате трения, не использованный в быту. В чрезвычайных ситуациях (во время повальных болезней или большого падежа скота) его специально высекали. Один из таких случаев описывается Г. Завойко. Относится он к 1857 году (зафиксирован в Судогодском уезде). Следует заметить, что обычай этот существовал и у многих других народов. Так, подобный обряд был зарегистрирован в Перте (Великобритании) в 1826 году. Достаточно долго такие огни можно было наблюдать во время появления холеры или другой заразы в Швеции.

Символами огня издревле считались крест, круг, колесо, костер, золото, конь или олень, сокол, глаз человека, свет, белый цвет, венок, свеча, круглый хлеб, печь, петух и др. Семантика этих образов самая разная. Например, как предполагает А. Топорков, солнце стало уподобляться оку потому, что оно, по представлениям предков, следило сверху за деяниями людей, т. е. выполняло функцию, которой наделен глаз.

Исходя из работ А. Афанасьева, слово «жертва» тоже обязано огню своим происхождением: чтобы поддерживать огонь, необходимо было его постоянно «кормить», то есть подбрасывать «пищу», которую он мгновенно пожирал. По мере «окультуривания» человека, представления его об огне становились сложнее, облекались в новые легенды. Согласно преданиям, сила жертвы была так велика, что боги, питаемые парами сгорающих предметов, оставляли небо и опускались в избу... В случае же смерти кого-то из домочадцев душа его оставалась обитать в очаге и помогала родственникам по хозяйству, оберегала их. Так как в силу физиологических особенностей с древнейших времен хранительницей очага являлась женщина, многие народы олицетворяли печь с матерью, прародительницей человечества, а ее устье - с женской утробой. Отсюда, вероятно, и обряд перепекания «крикливых» детей, долгое время бытовавший на Руси, в том числе и во Владимире.

То, что печь отождествлялась с божеством, свидетельствует обычай, существующий в Германии: девушки, желающие выйти замуж, становились перед ней на колени и просили дать им жениха. Подобные же обряды существовали и у славян. Так, по болгарскому обычаю, сват, вступив в избу невесты, выгребал из печи уголья, по чему все узнавали о цели его посещения. Во Владимирской области (губернии) культ очага нашел преломление в нескольких обычаях, входивших в свадебное действо. Так, в некоторых деревнях, ступив в дом невесты, сваты обязательно дотрагивались ладонями до печи: «Придут - обязательно руки о печку погреют, даже если сватают летом». В той же деревне во время сватовства девушка залезала на печь. В случае, если жених был ей не по душе, она так и оставалась там. Задача сватов состояла в том, чтобы любыми способами заставить невесту слезть оттуда. «Придут сваты, а невеста на печи. Тут и начинаются присказки, чтобы она слезла».

В селе Молотицы молодым после венца около печи выделяли место, завешивали его пологом и там кормили. А в селе Баглачево их укладывали на печь спать.

Но в большинстве владимирских деревень во время сватовства девушка пряталась не на печку, а за печку, в место, именуемое бабьим углом (кутом), или, как называли его сами крестьяне, «за занавеску»: «Невеста покажется во время сватовства и за занавеску спрячется», - рассказывала А.Т. Ершова. Такое название это убежище девушки получило не случайно: расстояние от печи до окна на уровне печного столба, как правило, отделялось тесовой перегородкой или занавеской, в последнее время перегородкой с занавеской. Среди поселян оно считалось женским, потому что, как и тысячи лет назад, в XIX веке приготовление пищи являлось уделом слабого пола. Правда, находиться у печи получали право далеко не все женщины, а только самые авторитетные: не допускались туда незамужние дочери, а также снохи-неумехи. Обычно, это почетное место занимала болынуха-господарыня. Добиться столь почетного места было сокровенным желанием каждой девушки и, если сын приводил в дом жену, то их после свадьбы даже в мороз укладывали в холодном помещении. Тем самым как бы подчеркивалось, какой нелегкий путь молодой следовало пройти, чтобы оказаться у печи. «Постель устилается молодым в холодном помещении, даже если свадьба случится в зимние морозы», - сообщает в своем очерке Е. Добрынкина. Обычай этот в некоторых деревнях Владимирской области соблюдался и в XX веке, о чем свидетельствуют рассказы жителей, в частности Н.П. Трофимовой. То, что во время свадебного действа невесте «дозволялось» входить туда, подчеркивало исключительность события и особую роль в нем девушки, выдаваемой замуж. «Обряжали невесту за занавеской», - вспоминала М.М. Семенова. В некоторых деревнях (д. Озеро, например) местом «за занавеской» считался угол с противоположной стороны печи, где обычно стояла кровать и обряжали невесту под венец в этом закутке.

То, что кут имел для крестьян сакральное значение, подтверждается и изначальным значением этого слова - «храм», «шатер». Кстати, слово «баба» (бабий кут) тоже соотносится с богиней: так в Риме народ именовал Венеру, покровительницу брака и свадеб.

Помимо печи особыми очистительными и магическими качествами наделялись и другие предметы, соприкасающиеся с огнем или полученные в результате горения. К последним относятся зола и уголь. Так, чтобы сватовство было удачным, в селе Черсеве Меленковского уезда за несколько дней до него родители жениха гадали: в полати втыкали зажженную лучину, а когда она сгорала настолько, что отбрасывала от себя уголь, примечали, в какую сторону он падал. Считалось, что туда и следует ехать за невестой.

Во многих деревнях Владимирской области (Головино, Новолипки, Драчево и др.) молодых, когда они приезжали из-под венца, поили молоком с углями. Сами жители объясняли этот обычай так: чтобы дети были белолицы да чернобровы. Но скорее всего первоначальный смысл этого обычая был иным: предохранить молодых от порчи, а если она уже нанесена - обезвредить ее. Думать так заставляет обычай, до сих пор существующий во владимирских деревнях, - с помощью воды и угля снимать сглаз, «очищать» помещение, а также обряд, который жители Судогодского уезда соблюдали даже в XX веке: во время свадебного торжества опахивали дом, где устраивался пир, а вспаханную межу посыпали золой. По поверьям, зола лишала колдунов силы.

Как уже упоминалось, символом огня являлась свеча. Во времена язычества была сложена такая легенда: как только рождается человек, так возгорается новый огонь (звезда). Со смертью человека огонь угасает. Основой для мифа, видимо, послужило сравнение: высекание огня или трение двух обрубков друг о друга отождествлялись с соитием, а огонь мыслился как его результат (новорожденный), поэтому огонь и стал символизировать жизнь. Отсюда и суеверие - если во время венчания у жениха или невесты неожиданно свеча потухнет, то случится несчастье: молодые или будут жить плохо, или кто-то из них уйдет из жизни очень рано. Обычай этот хорошо помнили в деревне Екатериновка: «Свечка погаснет - значит не удастся у молодых жизнь».

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии