ОБРЯД РАЗУВАНИЯ

Обряд разувания невестой суженого в первую брачную ночь, нашел отражение во владимирском свадебном ритуале и символизировал ее покорность мужу. Во Владирском крае обычай этот был зафиксирован в селах Шельбово Юрьевского уезда (XIX в.) и Эдон Вязниковского района (соблюдался в начале XX века). Но посмотрим на этот обряд в несколько ином, историческом ракурсе. Исходя из этнографических записей ясно, что до недавнего времени наши пращуры след человека, точно так же, как и волосы, наделяли магическими свойствами, считали эквивалентом его: чтобы навредить неприятелю, на отпечаток ноги, оставленный им на земле или снегу, делались наговоры, а в случае, если кого-то хотели извести до смерти, след вырезали и сжигали в бане. Используя обувь (символ следа), девушки на святки или крещение гадали. Делалось это так: девица, желающая узнать свою судьбу, снимала сапог и бросала его. Куда носок показывал, туда, согласно поверью, она и должна была выйти замуж. М. Семенова, уроженка деревни Ярцево, рассказала смешную историю, которая произошла с ней во время гадания. Вышла она в поле, сняла свой сапожок да так далеко его забросила, что потом еле нашла. А мороз был трескучий, сугробы высокие.

Причины наделения следа магическими свойствами, очевидно, таковы: в давние времена след, оставленный дикими животными, нередко спасал человека от верной смерти, что замечательно показал в своей книге «Первобытная культура» Э. Тейлор. «В не очень плодоносных странах, - пишет он, - жизнь дикаря идет хорошо до тех пор, пока имеются в изобилии дичь и рыба. Когда же в них оказывается недостаток, жизнь превращается в непрерывные поиски пищи. Едят тогда все - змей, ящериц... Туземные обитатели бразильских лесов, для которых выслеживание дичи составляет главнейшее занятие всей жизни, выполняют его с легкостью, вызывающей удивление белых наблюдателей. Охотник-ботокуд, украдкой скользящий по кустам, знает все привычки и приметы каждой птицы и каждого зверя. Остатки ягод и шелуха показывают ему, что за животное кормилось в данном месте. Он знает, до какой высоты может сместить листья проходящий броненосец, и таким образом может отличить его след от следов змеи или сухопутной черепахи и проследить его до самой норы по царапинам, которые оставляет на грязи его чешуйчатая броня. Даже чувство обоняния настолько чутко у этого дикаря, что оно нередко помогает ему при выслеживании». Но дикарь нередко сам становился жертвой голодного зверя или воинственного соседа из-за оставленного следа. Отсюда и неоднозначное отношение к нему.

Скорее всего, обряд разувания суженого в первую брачную ночь изначально был продиктован желанием невесты оградить его от дурных влияний, а также означал доверие супруга к своей новой спутнице (в Лаврентьевской летописи упоминание об этом обряде датируется 980 годом). Позволяя ей это делать, муж как бы демонстрировал, что вверяет девушке свою судьбу. Не случайно, разув мужа, невеста находила в его сапоге монету. Позднее, вероятно, под влиянием традиционной культуры, обычай этот изменил свое значение и стал обозначать покорность девушки. Скорее всего, именно в этом смысле в деревне Вощиха изначально было принято, чтобы жених наступал на ногу будущей жене. Вот как он выглядит в записи, сделанной в 1970 году: «Перед венцом за столом сядут, и жених под столом ногу невесте держит, чтобы не расходиться ни в чем». Интересно, что почти в том же виде он был зафиксирован Е. Добрынкиной 120 лет назад в деревне Корниловка Муромского уезда: «Усевшись около невесты, - повествует она, - жених ищет своей ногой ее и старается наступить, чтоб не вырвалась». Но вторая часть записи звучит так: «Бывало, подружки, чтоб подшутить над женихом, ставили под стол мыкальник -коробку с веретенами. Когда жених искал ногу, мыкальник опрокидывался, что вызывало смех». Это свидетельствует об отмирании некогда обязательного обряда. Что объясняется, видимо, близостью населенного пункта к городу, где традиционная культура разрушалась быстрее.

По всей видимости, широко бытующий на Руси и, в частности, во Владимире обычай обувания невесты братом или отцом (при этом, как правило, они клали в ее ботинок деньги) - тоже отзвук древних верований. Этот обычай означал, что она во всем должна следовать их наставлениям, а деньги выдавались ей как бы авансом за послушание. Кстати, обувь, в которой невеста венчалась, ей, как правило, покупал жених. Интересно, что обычай этот дошел до сегодняшнего дня.

Следует отметить, что обряды такого типа знали и следовали им не только русские, но и древние германцы, литовцы.

Согласно древнему обряду, во время разувания молодому мужу полагалось также ударить свою суженую трижды плеткой. Как утверждает Н.Ф. Сумцов, изначально удар плеткой уподоблялся удару медоточивого бога Асвинов, являющегося символом лучей весеннего солнца, обливающего землю и делающего ее плодородной. Отсюда, вероятно, поверье, распространенное на Руси: «чем больше бьет, тем больше любит». Так что С. Герберштейн (австрийский посол), с сарказмом описавший дикие обычаи средневековой Московии, в том числе и побои до смерти мужьями своих жен в знак любви, был, скорее всего, прав. Уже позднее удары эти стали символом подчиненности. Известно, что в Западной Европе обычай этот тоже существовал, но в силу экономических условий изжил себя значительно раньше. На Владимирщине он был зафиксирован только однажды. Ударял плеткой в первую брачную ночь муж Клавдию Ивановну Борисову, жительницу села Эдон. Кстати, как рассказывала «жертва», жила она с мужем в большой любви: супруг очень ценил ее за покладистость и всерьез никогда не бил.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии