ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ «ИГРАТЬ СВАДЬБУ»?

Важная сторона владимирского свадебного обряда - его художественная ценность: дело в том, что познавательная, эстетическая и бытовая функции составляли в нем (обряде) одно неразрывное целое, но это единство заключалось в образно-художественную форму. В конце XIX - начале XX века свадьба во Владимире представляла собой сложный, многократный, красочный музыкальный спектакль с выразительной символикой. В этом спектакле реальная жизнь народа воедино сплеталась с поэзией, которая облекалась в разные поэтические жанры, связанные между собой единой темой. Не случайно И.М. Снегирев сравнивал свадьбу с драмой, оперой-водевилем.

Правда, такой, какой мы, благодаря различным источникам, находим свадьбу в конце XIX - начале XX века, она стала не сразу: формировался свадебный обряд веками, а вернее, тысячелетиями.

Как известно, непременным условием свадьбы даже в XVII-XVIII веках было то, что действующие лица, участники действа, хотя они и были реальными, согласно традиции обязаны были играть определенные, предписанные им заранее роли, чтобы обеспечить будущую благополучную жизнь жениху и невесте, а также всем другим ее участникам. Так, невеста должна была плакать, даже если выходила замуж по любви; жених должен был показывать характер, делать вид, что он силен и храбр, даже если был хил и кроток, их родители - изображать некую враждебность, недоверие друг к другу, даже если были дружны. Наверное, поэтому в народе и закрепилось выражение - «играть свадьбу». Со временем магический смысл многих ритуальных действий был утрачен, а игра, образы, символика продолжали жить, а в некоторых деревнях Владимирской области живут и поныне. Но чтобы дать им правильную, исчерпывающую оценку, важно понять их изначальную сущность. «Раскрыть подлинное содержание произведения можно лишь обратившись к реальным историческим и бытовым отношениям, которые определяли и определяют основу образности», - пишет в своей книге «Эстетика фольклора» В.Е. Гусев.

Если современный житель города Владимира, незнакомый с предысторией обычая, увидит сегодня ряженых на свадьбе, то, скорее всего, оценит их игру отрицательно, так как с современной точки зрения «выходки» игроков выглядят не совсем этично. Но если он знаком с семантикой обычая, оценка увиденного наверняка будет иной. Знание о происхождении образа или обряда повышает их ценность в глазах наших современников.

В равной степени это относится и к жанрам, в том числе и к тем, которые составляют основу свадебного обряда. «Поэтические жанры, - в одном из своих трудов делает вывод известный фольклорист В.П. Аникин, - возникают в процессе исторического развития искусства. Искусство же, будучи социально обусловленным, отвечает разным потребностям общества, и этот целеустремленный общественный характер придает искусству свои формы отражения действительности. Жанр объединяет в себе определенное содержание и некие формальные признаки поэтических произведений. Отсюда следует - изучая жанр, нужно, прежде всего, уяснить его жизненную целевую установку».

Закономерно то, что эта глава, где свадебный обряд характеризуется как художественное произведение, следует после первых двух, в которых рисуются быт, верования народа, населяющего Владимирскую землю. В первых главах как бы расшифровывается, в результате чего, каких представлений рождались те или иные чувства и образы, присутствующие на свадьбе. На протяжении тысячелетий народом было «изобретено» немало разных форм (жанров) и других художественных средств (к ним можно отнести эпитеты, метафоры, художественный параллелизм и т. д.), с помощью которых передавались самые тонкие оттенки человеческих переживаний, проявлялось его отношение к природе и к окружающему миру в целом. То, как «вырабатывались» эти средства, в своем труде «Историческая поэтика» замечательно прослеживает А. Веселовский.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии