СКОМОРОХИ НА СВАДЬБЕ

Среди песен девушек немало было шуточных, в которых они «охаивали» (корили) жениха, сваху и свата с его стороны, других представителей женихова рода. Нередко сопровождалось пение какими-то действиями, поясняющими то, о чем поется, играми. Вероятно, именно это роднило свадьбу с водевилем. Согласно записям исполнялись «корильные» песни на сговоре, смотринах, перед отъездом жениха и невесты под венец, на пиру.

Вполне возможно, что раньше песни такого типа были уделом скоморохов и главная роль их была - рассмешить гостей.

Как свидетельствуют многие источники, вплоть до XVII века скоморохи были обязательными гостями на русской свадьбе. Так, в главе 15 «Стоглава» записано: «В мирских свадьбах играют глумотворцы и органники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют».

Доказательство тому и особая грамота 1649 года, в которой сообщается, что на свадьбах «у многих бывают всякие бесчиники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игрищами».

Даже в «Домострое», средневековом своде нравственных и бытовых правил, есть запись о их присутствии на пиру.

Скорее всего в языческие времена их присутствие на свадьбе было предусмотрено самим обрядом, ведь смех у многих народов, и русских в том числе, имел тогда ритуальное значение - способствовал утверждению новой жизни. Но талантом вызывать смех, как известно, обладает далеко не каждый. По всей видимости, это и послужило главной причиной того, что уже в древности выделился особый круг людей, которые таким даром обладали. В разные моменты нуждающиеся в свершении смехового ритуала, видимо, приглашали их за определенную плату (это могло быть угощение, подарки, деньги). Вероятно, на каждый случай (свадьбу, святки, масленицу) скоморохами были заготовлены особые шутки-прибаутки, маленькие веселые сценки, песенные и стихотворные произведения.

Но с укреплением христианства представители новой веры развернули против скоморохов, как антиподов и конкурентов, активную борьбу. Поэтому уже в XVIII веке скоморохи практически исчезли, но жанры, созданные ими, продолжали бытовать в народе и, видимо, стали исполняться самими участниками ритуала. Думать так заставляет стихотворение «Теща, ты теща моя», записанное Киршей Даниловым как скоморошечье, а в XIX-XX веках достаточно часто встречающееся (правда, как вариант) на владимирской свадьбе и свадьбах других регионов.

Вероятно, часть скоморошечьих обязанностей, после их исчезновения, во время свадьбы взяли на себя сваха со стороны жениха и дружка: согласно обычаю, эти люди обязательно веселые, находчивые, знающие множество шуток-прибауток, умеющие поднять настроение, расшевелить и заставить смеяться самых серьезных гостей. Именно они в большинстве случаев были главными организаторами и зачинщиками оживленных сценок на пиру, смотринах, в день венчания, вели переговоры с родственниками невесты, шутовскими выходками и присказками, скрашивая невеселые ее чувства.

Очень точно передает нелегкую работу свахи Е. Добрынкина в своем очерке «Последняя вечеренька невесты» (перед этим она поясняет, что невесту выдают замуж за немилого, и понятно, какие чувства переполняют ее).

«Сваха фертом подошла к девушке:
- Улыбнись маленечко, - просит она ее, но видя, что та не реагирует на ее слова, продолжает:
- Ну ин увеселю я тебя, плясать пойду! - и сваха пустилась в пляс, припевая:
- Уж ты вейся ли, вейся, капустка моя,
Ты ле беленькая, да пригоженькая,
И картошечка моя, да поджаренная,
Поджаренная, да промасленная.
Дружный хохот раздался при виде пляшущей старухи. Невеста тоже заулыбалась:
- Ишь ты, ишь ты, - загалдела сваха, - красно солнышко проглянулось, Катеринушка, душа, улыбнулась».

И подобных случаев в записях о владимирских свадьбах можно отыскать немало. Безусловно, далеко не каждый справился бы с такой ролью. В деревне, как правило, было 2-3 способных человека, не больше, но зато их постоянно приглашали на эти роли, и у них уже складывался свой «репертуар». Нередко талант этот передавался из поколения в поколение.

К разряду скоморошечьих относились раньше и ухальные (веселые плясовые песни), распространенные на Владимирской земле. Исполняли их девушки во время гулянья с веником, сделанным женихом для невесты. Песни эти сопровождались прихлопами и притопами, в них, как правило; присутствовал образ хмеля (символ свадьбы), кабака, описывалась коллективная попойка.

Замечательным примером ухальной песни может служить текст, записанный в Муромском районе:

Подворачивай, братцы ребята, ко цареву кабаку,
Ко цареву кабаку, ко Ивану Ермаку.
Уж ты, Ванюшка, да Ермак,
Отворяй новый кабак,
Запущай наших ребят.

В данном случае «Ванюшка», по всей видимости, это собирательный образ жениха, главного виновника предстоящего торжества.

Другая популярная во Владимире ухальная песня, исполняемая во время гуляний с веником - «Будет, будет вам, ребята, чужо пиво пить». Интересно, что в сборник Кирши Данилова эта песня (вернее, ее вариант) тоже вошла как скоморошечья.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии