ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОГО БЫТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОЮ

Освоение бронзовых орудий было крупнейшим этапом в развитии первобытной техники. Бронза открыла новую страницу в хозяйствовании народов того времени. Благодаря применению бронзовых орудий стало возможно более трудоемкое земледелие. Всегда и всюду основной силой производственного процесса были непосредственные производители материальных благ. Богатое разнообразие географической среды Междуречья ускоряло общественное разделение труда.

Появление земледелия нашло отражение и в идеологии древнейших насельников Центрального междуречья. Возникают разнообразные земледельческие культы, отправление которых выражалось в торжественных религиозных церемониях. В основе земледельческих культов лежало религиозное представление о воскресающем боге изобилия.

Земледелие, в свою очередь, вело к стабильному образу жизни - переходу с кочевий к оседлым поселениям.

«Первым земельным участком, перешедшим в частную собственность отдельного лица, была усадебная земля. Неприкосновенность жилища - этот фундамент всякой личной свободы, - перешла от кочевой кибитки на укрепленный дом прочно осевших крестьян и постепенно превратилась в полное право собственности на усадьбу».

Землепользование древнейших сельских общин было экстенсивным. Ежегодно общинники запахивали новые земельные участки, так как прошлогодняя пашня оставлялась под паром или зарастала мелколесьем на ряд лет.

При помощи бронзовых топора, пилы и долота можно было строить более прочные жилища. Стабильность жизни способствовала подъему культурности людей. Стали обращать особое внимание на одежду и ее украшения. Неслучайно, что археологические находки изобилуют разнообразными бронзовыми украшениями (диадемы - повязки вокруг головы, служившие для стягивания волос и украшения, гривны - в форме обруча, носящиеся на шее, серьги, перстни и т. д.).

Бронза, а затем и железо внесли радикальные изменения в военную технику. Оружие в эту эпоху совершенствуется до неузнаваемости. Появляются дотоле неизвестные мечи. Из бронзы выделывают разнообразные предметы для военного дела: боевые топоры, секиры, наконечники для копий и стрел, шлемы, латы и щиты.

Экономические сдвиги сопровождались общественными изменениями. «Когда некоторые члены первобытнообщинного общества постепенно и ощупью переходили от каменных орудий к железным орудиям, они, конечно, не знали и не задумывались над тем, к каким общественным результатам приведет это новшество, они не понимали и не сознавали того, что переход к металлическим орудиям означает переворот в производстве, что он приведет в конце концов к рабовладельческому строю, - они просто хотели облегчить свой труд и добиться ближайшей, ощутимой выгоды, - их сознательная деятельность ограничивалась узкими рамками этой будничной личной выгоды».

Независимо от сознания людей подготовлялись материальные предпосылки для нового общественного строя. Родовая «организация была обречена на гибель. Дальше племени она не пошла; союз племен означает уже начало ее разрушения».

Разложение родовой общины начинается тогда, когда «возникает более или менее значительное неравенство» в распределении продуктов между членами этой общины. Род распадается на семью, история которой захватывает много столетий.

На смену семье, «возникшей от группового брака и основанной на материнском праве», пришла патриархальная большая семья. Наилучшим живым образцом такой большой семьи Энгельс считает юго-славянскую задругу (содружество или братство).

«Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их темами, причем все они живут в одном дворе, сообща, обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (домачина), который представляет ее перед внешним миром, имеет право отчуждать мелкие предметы, ведет кассу и несет ответственность как за нее, так и за правильный ход всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старейшим. Женщины и их работы подчинены руководству домохозяйки (домачицы), которой обыкновенно бывает жена домачина. Она также играет важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек общины».

Высшая власть в общине сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов семьи, как женщин, так и мужчин.

Существование таких больших семейных общин доказано и в России. «Теперь все признают, что они столь же глубоко коренятся в русских народных обычаях, как к сельская община. Они упоминаются в древнейшем русском своде законов, в «Правде» Ярослава, под тем же самым названием (вервь), как в далматских законах».

На основе экономического неравенства происходит общественная диференциация людей. Из племенного населения выделяется военная аристократия, во главе с князем, владеющая большими земельными участками. Частые войны, в случае удачи, давали племенным вождям и их помощникам большое количество рабов. Торговля рабами встает на одно из первых мест наравне с продажей бронзовых изделий.

Появление земельной собственности связано с возникновением категории зависимого населения.

На смену родовому строго шел строй классового общества. Власть «первобытного общества должна была быть сломлена - и была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые с самого начала оказываются регрессом, упадком, грехопадением с простой моральной высоты старого родового строя. Самые низменные интересы - пошлая жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная алчность, эгоистический грабеж общего достояния - являются восприемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства - воровство, насилие, обман, измена - подкапывают старый бесклассовый родовой строй и приводят его к падению».

Первоначальными формами классообразования были рабовладельцы и рабы.

«Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства - землей, орудиями, как бы примитивны они тогда ни были, но она владела также и людьми. Эта группа называлась рабовладельцами, а те, кто трудился и доставлял труд другим, назывались рабами».

Деление общества на классы и обострение борьбы между классами ведет к образованию государства.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство.

И оно явилось - государство рабовладельческое, - аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами».

Рабы не считались людьми; не только не считались гражданами, но и людьми, рабы были вещью по закону, и над ними возможно было не только какое угодно насилие, но и убийство рабов не считалось преступлением.

Переход от родового быта к государственному строю у различных народов, живших на территории, занимаемой тетерь Россией, происходил неодновременно. Одни народы, освоившие земледелие и скотоводство, исторически развились раньше и перешли в стадию классового и государственного строя. Другие народы этот же процесс исторического развития начали несколько позднее.

К концу поздней поры бронзовой эпохи относятся древнейшие рабовладельческие государства на территории бывшего СССР. Прежде всего необходимо указать на закавказское государство Урарту в районе Арарата у Ванского озера. Это было мощное государство рабовладельцев, подчинившее и эксплуатировавшее многочисленные закавказские племена. Правители Урарту, постоянно воевавшие с соседними государствами, захватывали много рабов. Благодаря широкому применению рабского труда, урартские цари строили роскошные дворцы, мощные каналы для орошения своих полей. Государство Урарту много древнее ряда западно-европейских государств; расцвет государства Урарту падает на первую половину VIII века до нашей эры.

Ссылка на древнейшие государства Закавказья имеет то значение, что жители Центрального междуречья имели ту или иную связь с самыми древними государствами в нашей стране. Это подтверждает российская археологическая наука.

По северным берегам Азовского и Черного моря издавна жили кочевники-скотоводы. Самым древнейшим и многочисленным племенем в причерноморских степях были киммерийцы. Об этом народе мы узнаем из греческих рассказов, «Истории» Геродота и песен Гомера. В поэме «Илиада» отмечается, что киммерийцы богаты конями и питаются кумысом. В VII веке до нашей эры господство киммерийцев сменяется более могущественным племенем скотоводов-кочевников - скифами.

В соответствии с характером своего хозяйствования - кочевое скотоводство - скифы объединились под руководством своих вождей и покорили другие племена кочевников, отняв их хорошие пастбища для скота.

Народ скифы впервые встречается в античной литературе у Гезиода в VIII веке до нашей эры. Но основным источником по истории Скифии является IV книга «Истории» Геродота, написанная им во второй половине V века до нашей эры. Геродот как историк проявил исключительный интерес к истории, этнографии и географии страны скифов. Географическое и этнографическое описание Скифии дает возможность сделать вывод о пребывании Геродота в некоторых частях Скифии и, прежде всего, в устьях рек Днепра (Борисфена), Буга (Гипаниды) и Днестра (Тира).

Геродот дает подробное географическое описание Скифии; ее территория представляется историку в форме четырехугольника, нижним основанием которого является северное побережье Черного моря (или Понта). Южная граница Скифии простирается от устья Дуная до Дона, включая и Крымский полуостров. На севере территория страны Скифии доходит до теперешних городов Киева, Чернигова, Курска и Воронежа.

Земля скифов представляла равнину, изобилующую травою и хорошо орошенную, по которой протекают реки: Истр (Дунай), Тир (Днестр), Гипанид (Буг), Борисфен (Днепр) и Танаис (Дон). Река Борисфен, по характеристике Геродота, - самая прибыльная.

Благоприятные природные условия способствовали развитию земледелия у скифов. По утверждению Геродота, скифы знают хлебные злаки, лен, коноплю, чечевицу, чеснок и др. Они занимались, кроме земледелия, охотой и скотоводством. Из домашних животных Геродот отмечает у скифов лошадей и рогатый скот. В западных районах Скифии население занималось пчеловодством. Эти данные говорят о разнообразном хозяйствовании скифских племен. О культуре скифского народа и его соседей богатые сведения дает археология.

Скифская культура слагалась в VII-II веках до нашей эры под сильным влиянием греческой культуры. Носителями греческой культуры среди скифов были греческие колонисты Тираса при устье Днестра, Ольвии в устье Буга, Херсонеса на южном побережье Крыма, Феодосии и Пантикапеи у Керченского пролива.

Скифы имели разнохарактерное общение с греческими колонистами, живущими в Ольвии, Херсонесе, Пантикапсе и других городах Черноморья: это были то войны между скифскими царями и греческими владетелями, то разнообразная торговля. Война или мир, но в том и, другом случае народы-соседи находились в постоянной связи. Греческие колонисты - культурный народ своего времени. Дион Хрисостом так описывает жителей Борисфена:

«Почти все борисфениты усердно читают этого поэта (Гомера) вероятно потому, что они и теперь еще воинственны, а может быть, вследствие любви к Ахиллу: они чрезвычайно чтут его, построили ему один храм на так называемом Ахилловом острове, а другой в самом городе и, кроме Гомера, ни о ком другом не хотят и слушать. Хотя они по-гречески говорят не совсем уже чисто благодаря тому, что живут среди варваров, но все-таки «Илиаду» почти все знают наизусть».

Греческие колонисты, оказывая культурное воздействие на скифов, сами воспринимали скифский язык, обычаи и даже одежду. Дион Хрисостом, описывая жителей Борисфена, подробно останавливается на одежде некоего Каллистрата: «он был опоясан большим всадническим мечом, одежду его составляли шаровары и прочее скифское убранство, на плечах был небольшой женский черный плащ, какой обыкновенно носят борисфениты. И другая одежда у них по большей части черного цвета, по примеру одного скифского племени, которое, как, мне кажется, от этого получило у эллинов название меланхлэнов (черноризцев)».

Скифское общество было однотипным с византийским обществом: и там и тут существовали рабовладельческие отношения, определяющие первую форму деления общества на классы. Известия Геродота о Скифии не вызывают сомнения в том, что рабство здесь было массовым явлением. Перечисляя скифские племена, Геродот писал: «Поту сторону Герра находятся так называемые царские владения и живут самые лучшие и многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами».

Во главе этих лучших скифов стояли цари - богатейшие люди своего времени и самые крупные рабовладельцы. Об этом можно судить, когда Геродот знакомит с обычаями скифов, особенно в связи с похоронами скифского царя. Через год после смерти царя около его гробницы происходило следующее: «из оставшихся слуг выбирают самых способных (они природные скифы, ибо царю служат те, которым он сам прикажет, а покупных рабов у них вовсе нет) и из этих слуг 50 человек, а также 50 отборнейших коней задушают, затем, вынув внутренности и очистив живот, наполняют их мякиной и зашивают; потом укрепляют на двух столбах половину колеса ободом вниз, а другую половину на двух других столбах; сколотив таким образом много таких станков, протыкают сквозь лошадей, во всю длину их до самой шеи, толстые колья и подымают лошадей на эти колеса так, что передними полукружиями поддерживаются плечи лошадей, задними - животы у бедер, а обе пары ног, свешиваются вниз, не доставая до земли; затем накидывают на лошадей уздечки с удилами, протягивают их вперед и привязывают к колышкам. Наконец каждого из 50 удавленных юношей сажают на лошадь следующим образом: в труп каждого протыкают вдоль позвоночного столба прямой кол до самой шеи; выдающийся вниз конец этого кола втыкают в дыру, просверленную в другом коле, проткнутом сквозь труп лошади. Расставив вокруг могилы таких всадников, скифы расходятся».

Такая тризна на могиле умершего царя могла быть лишь при господстве рабовладельческих отношений. Необходим аппарат государственного принуждения, чтобы заставить 50 юношей идти на смерть.

В конце V века до нашей эры греческие города Причерноморья объединяются в сильное Боспорское царство. В состав его вошли греческие колонии Крымского полуострова, северо-западное побережье Черного моря и земли Оттоманского полуострова. Боспорские правители стремились поработить скифские племена.

Писатель Страбон в своем описании Херсонеса Таврического рассказывает о длительных и упорных войнах между греческими правителями и скифами. Владетели Херсонеса обращаются за военной помощью к понтийскому царю Митридату Евпатору (111-63 годы до нашей эры). Митридат Евпатор «охотно послал войско в Херсонес и стал воевать со скифами, бывшими тогда под властью Скилура и его сыновей с Палаком во главе, которых, по свидетельству Посидония, было 50, а по свидетельству Аполлонида - 80. Он силой подчинил их себе и в то же время сделался властителем Боспора, который добровольно уступил тогдашний его владелец Парисад».

В результате успешных войн владыки Боспора захватывали много пленных скифов, обрекая их на рабское существование. Взаимоотношения между греками и скифами стали враждебными. 2000 лет тому назад скифские рабы поднимают восстание против греческих рабовладельцев.

Восстание боспорских скифов началось в Пантикапее (Керче) и скоро охватило весь Керченский полуостров.

Во главе восстания встал доморощенный раб боспорского царя Парисада - Савмак, природный скиф. Он воспользовался междуцарствием - отречением от престола Парисада и появлением нового правителя Митридата - и поднял восстание угнетенных скифских рабов. Прежде всего, восставшие рабы убили боспорского царя Парисада и прогнали всех его ставленников затем главой боспорского государства стал вождь восстания рабов Савмак.

Число сторонников Савмака все возрастало. Это создало большую угрозу для Митридата. Он направляет из Понта огромную армию и военный флот во главе с Диофантом. Повстанцы не имели достаточного вооружения и были разбиты войсками Диофанта. Последний овладел Феодосией и Пантикапеей и расправился с руководителями и участниками восстания. Савмак был захвачен и отправлен в Понт.

Митридат снова приобрел власть над Боспором.

История Скифии имеет огромное значение для выяснения источника и путей влияния греческой культуры на народы Волжско-Окского междуречья.

Византийский историк Геродот, дав подробное описание Скифии, бегло касается северных соседей скифов. Он указывает на многочисленный народ будинов и гелонов, занимавших огромную территорию от озерной области, на северо-западе, до Саратова, на юго-востоке. Геродот описывает занятия гелонов и будинов: гелоны занимались земледелием и садоводством, а будины охотились на пушного зверя.

Эти народы имели деревянные дома, города и храмы для поклонения своим идолам. Гелоны находились под сильным эллинистическим (греческим) культурным влиянием, так что Геродот замечает, что «первоначально гелоны были те же эллины, удалившиеся от торговых городов и поселившиеся среди будинов».

Кто такие будины, к какому племени их можно отнести? По своему антропологическому типу они похожи на древних славян. Описывая северных соседей скифов, Геродот отмечает у них светло-голубые глаза и русые волосы. Во всяком случае гелокы и будины являются родственными славянским племенам. Культурная связь племен Центрального междуречья с греками через Скифию подтверждается и археологическими данными.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 1. Далекое прошлое Волжско-Окского междуречья

Древнейшие обитатели края

Люди бронзового века

Переход от родового быта к государственному строю

Культура славянских племен и их соседей