ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Развитие славянской культуры в X-XI веках связано с Византией, одной из культурных стран того времени. Это был период расцвета державы Рюриковичей, ее политического преуспевания.

Крупнейшим этапом в славяно-византийском сближении было введение христианства.

Распространение христианства на Руси началось гораздо раньше официальной даты «крещения русского народа». По мере того как росли культурные связи империи Рюриковичей с Византией, создавались необходимые условия для принятия христианства. Это несомненно связано с развитием феодальных отношений, когда дружинно-княжеская знать не стала удовлетворяться старой родовой религией. Чем это объясняется?

Все религии древности, были первобытными племенными. Языческая вера славян отражала родоплеменной строй общественных отношений.

О религиозных верованиях славян греческий писатель Прокопий писал: «Единого бога, громовержца, признают они владыкой всего мира, и в жертву, ему приносят быков и всякого рода священных животных. Судьбы они совсем не знают, и не приписывают ей никакого влияния на людей. Когда им угрожает смерть, в болезни ли, или на войне, они дают обет, что если избегнут смерти, то тотчас же принесут, за спасение жизни, жертву богу, - и когда опасность миновала, приносят жертву и считают, что этим купили свое спасение. Поклоняются также рекам и нимфам, и другим божествам, и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают».

Другие источники, в том числе и летописи, сообщают, к сожалению, краткие сведения о древней религии славянских племен и их соседей. На основании имеющегося материала можно сделать вывод, что в основе древней религии славян находилось почитание полезных и грозных явлений природы, а также почитание и выдающихся предков. Кумиром всех языческих богов был бог солнца - Дажьбог. Солнце несло тепло и свет, оживляло природу и людей; оно было великим даром жизни. Небесную сферу называли Сварогом - отцом Дажьбога, поэтому последнего величали Сварожичем. Покровителем скота был бог Велес. Грозные явления природы представляли - Перун, олицетворяющий собой гром и молнию, и Стрибог - божество ветра.

На выдающихся местах воздвигались изображения этих богов, - кумиров, которым поклонялись люди и часто приносили им свои жертвы. Вся природа одухотворялась, везде жили добрые или злые духи - русалки, лешие, черти.

Ежегодно устраивались праздники, посвященные тем или иным явлениям в природе. Наступление весны отмечали праздником «Красная горка». Праздник «Купалы» посвящали проводам лета. Середина зимы, «поворот солнца на лето», - отмечалась праздником, называемым «колядою» или «овсенем».

У славян был широко развит культ предков. Выдающихся родоначальников они не только почитали, но и обоготворяли, особенно после их смерти. Они представляли, что умерший уходит в иную загробную жизнь, но не перестает заботиться о своих сородичах. Этого покровителя рода сородичи всячески почитали и приносили ему жертвы, как и богам природы. В определенное время года устраивались тризны-помиики предков: весной «радуница», летом «русалий».

Изменения общественных и политических условий Руси в IX-X веках неизбежно должны были привести к замене племенной религии христианством, которое соответствовало новым отношениям. Если в древности племенные боги и культы были разнообразны, то христианство не мирилось с подобным религиозным сепаратизмом. Победа новых производственных отношений вела к изменению идеологии древнего славянского общества. Среди князей и дружинников византийская вера скоро становится весьма популярной, так как она обоготворяла сильную княжескую власть и освящала феодальное угнетение. Уже в княжение Игоря были поклонники царьградской веры. Это подтверждается договором князя Игоря с греками в 945 году, где указываются формы клятвы для христианской и нехристианской части княжеской дружины.

Княгиня Ольга, жена Игоря, первая приняла христианство в 955 году, поехав для этой цели к царьградскому патриарху. В принятии христианства княгиня Ольга видела средство объединения славянских племен вокруг Киева и подчинения их княжеской власти. Христианская проповедь о божественности княжеской власти особенно понравилась Ольге и она призывала своего сына Святослава к принятию греческой веры. Но воинственный князь Святослав пытался решить те же задачи, но при посредстве захватнических войн.

При Ольге были лишь первые шаги к признанию христианства среди киевской знати. Даже в начале княжения Владимира Святославича языческая вера держалась более или менее прочно. Когда Владимир Святославич стал киевским князем, то в первую очередь поставил «кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы...»

Но это был последний взлет языческий веры.

Согласно летописи, подготовка к религиозной реформе началась за несколько лет до официальной даты принятия христианства.

Князь Владимир Святославич не сразу решается на принятие новой веры, не вдруг проводит массовое крещение на Руси, а предварительно знакомится с различными верами.

На Руси появляются проповедники разных вер. В 986 году приходили болгары и говорили князю Владимиру: «Яко ты князь еси мудр и смыслен, не веси закона; но веруй в закон наш и поклонися Бохъмиту». Не понравилось князю Владимиру то, что согласно болгарской веры «свинины не ясти, вина не пити». Послушав болгарских проповедников, он ответил им: «Руси есть веселье питье, не можем без того быти».

Потом появились немецкие миссионеры, посланные папой. Князь Владимир спросил их: «кака заповедь ваша?» Они ответили: «пощенья по силе; аще кто пьетъ или ясть, то все в славу Божью, рече учитель наш Павел». На это князь Владимир сказал: «идите опять, яко отци наши сего не прияли суть».

Затем были в Киеве хазарские и греческие проповедники. Византия прислала в Киев философа, который имел пространную беседу с князем Владимиром по вопросу о верах.

Таким образом, летопись отмечает, что до принятия христианства происходило предварительное ознакомление с верами различных феодальных государств.

В 987 году князь Владимир созывает бояр и старцев градских на совещание о вере. На этом совещании решили послать десять мужей добрых для ознакомления с религиями известных народов. Княжеские послы особенно восхитились церковной службой с пением в царьградских храмах. «Мы убо не можем забыти красоты тоя, - говорили посланцы князю и его дружине, - всяк бо человек аще вкусить сладка, последи горести не приимает, тако и мы не имамы сде быти».

Бояре поддержали выбор греческой веры. Они говорили кня­зю: «аще бы лих закон Гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек».

Греческая вера произвела исключительное впечатление на киевских послов; богатые царьградские храмы, торжественное богослужение в них, церковные книги - все это вместе взятое убеждало послов в величественности византийской феодальной культуры.

Так подготовлялось крещение Руси, - как об этом повествует летописная легенда. Конечно, введение новой веры не было прихотью князя и его дружинников, а следствием определенного политического расчета.

«Повесть временных лет» объясняет факт крещения князя Владимира в связи с его походом на греческий город Корсунь (или Херсонес) в 988 году. Корсуняне заперлись в городе, долго и упорно сопротивлялись. Между тем, киевские воины, расположившись боевым лагерем у залива, на расстоянии полета стрелы от города, были полны решимости; захватить осажденную крепость. Князь Владимир сказал корсунцам: «если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет». Решено было приступом взять Корсунь. Для этой цели готовились рати, а к крепостным стенам подвозили землю для насыпи, по которой, намеревались идти на осажденных в момент штурма. Корсуняне, сделав подкоп под городские стены, уносили землю в город и тем самым препятствовали сооружению насыпи.

В этот момент некий корсунянин Анастас выпустил из осажденного города стрелу со следующей надписью к князю Владимиру: «Из колодца, который за тобой от востока, идет вода по трубе (в город), раскопай и перейми (воду)». Узнав о таком секрете, Владимир решил креститься, если осуществится план взятия города.

Трубы были перерезаны, и город оказался без воды. Жажда принудила корсунян сдаться. Город был захвачен княжеской дружиной. После этого князь Владимир послал византийским царям Василию и Константину следующее сообщение:

«Вот я ваял ваш славный город. Слышал я, что у вас сестра девица, если не отдадите ее за меня, то сделаю с вашим городом, что сделал с этим». Сообщение ультимативного характера произвело большое впечатление в Царьграде; Константин и Василий соглашались отдать свою сестру Анну в жены князю Владимиру, но при условии, если он предварительно примет греческую веру. Посланникам византийских царей князь Владимир ответил: «скажите царям так: я крещусь потому что прежде этого испытал ваш закон и ваша вера и служение любы мне, как рассказывали мне посланные наши мужи».

Из этого следует, что корсунский эпизод, не есть первопричина крещения князя Владимира, а лишь фактор, ускоривший это событие.

После Корсунского похода великий киевский князь Владимир Святославич принимает греческую веру.

Христианство было объявлено официальной религией в 988 г. В первую очередь, по княжескому указу, были окрещены киевляне. Затем обряд принятия христианства совершался в других городах Киевского государства.

Христианство потому охватило Русь, что освящало складывающиеся в ней новые общественные отношения.

«Христианство заставило зазвучать струну, - писал Энгельс, - которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. На все жалобы по поводу тяжелых времен и по поводу всеобщей моральной и материальной нищеты христианское сознание греховности отвечало: да, это так, и иначе быть не может; в испорченности мира виноват ты сам, виноваты вы все, твоя и ваша собственная внутренняя испорченность!»

Провозглашение христианства обязательной государственной религией имело большое значение и для внутреннего и для внешнего положения Киевского государства. С одной стороны, эта реформа знаменовала собой первую победу феодальной идеологии, а с другой стороны, - она положила прочное основание для сближения славянских народов с народами более высокой византийской культуры.

Царьградское духовенстве сыграло несомненно положительную роль в распространении просвещения, грамотности на Руси в связи с популяризацией церковных и даже светских книг.

«Повесть временных лет» отмечает ряд нововведений, проведенных князем Владимиром после крещения киевлян. Князь Владимир «повеле рубити церкви и поставляти по местам, идеже стояху кумиры; и постави церковь святаго Василья на холме, идеже стояше кумир Перун и прочий, идеже творяху потребы князь и людье; и нача ставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Послав нача примати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное; матеря же чад сих плакахуся по них, еще бо не бяху ся утвердили верою, но аки по мертвых плакахуся».

Церкви и монастыри были первыми каменными постройками на Руси.

Православные церкви, строившиеся из кирпича, по своему виду напоминали деревянные постройки - княжеские или боярские хоромы с разнообразными пристройками: наружными лесенками и башенками, с большим количеством мелких глав вместо одного большого купола. Колокольни на церквах не строились: колокола подвешивались отдельно на особых столбах.

Основание монастырей имело большое значение в деле распространения письменности и заселении окраин Руси. Надо подчеркнуть прогрессивную роль монастырей в первые века после крещения Руси, как рассадников письменности и колонизационных баз.

Из Византии русские люди перенимали не только строительство каменных зданий и прежде всего храмов; от греков Русь получила церковную живопись, музыку и церковное пение. Крещение Руси оказало огромное влияние на литературу, искусство и архитектуру.

Принятие славянами греческой веры способствовало ознакомлению русских людей с культурой других народов. Первое знакомство киевских князей и дружинников с фактами всемирной истории началось после принятия христианства. Появляются хронографы - сводные обзоры всеобщей истории. Древнейший хронограф представлял собою сборник выписок из библейских сказаний, византийских хроник и других источников.

Из Византии Русь заимствовала календарную систему, которая определяла начальную дату хронологического счета - сотворение мира, происшедшее, согласно библии, в 5508 г. до христианской эры.

Все это говорит о том, что народы нашей страны в раннее средневековье имели культурную связь с европейскими и азиатскими народами. Религиозная реформа князя Владимира Святославича подготовила то, что «в одиннадцатом веке Киевз подражал во всем Константинополю, и его называли вторым Константинополем».

Ив этого следует, что «введение христианства было прогрессом по сравнению с языческим варварством, что вместе с христианством славяне получили письменность и некоторые элементы более высокой византийской культуры».

Христианство укрепило и усилило княжескую власть, помогло значительно крепче объединить разрозненные славянские племена под властью киевских князей.

Подводя итоги, можно отметить, что еще на заре истории народы Восточной Европы имели разнообразные связи с культурными народами Запада и Востока. Культура славянских народов накапливалась веками в тесном общении с мировой культурой.

Все защитники старой веры - дохристианского язычества, и главным образом волхвы (кудесники, жрецы), выступали против христианства. В ряде областей происходили столкновения между княжескими дружинниками и царьградскими миссионерами, представителями новой веры, и волхвами, врагами христианства.

Новгородская летопись отметила насильственные методы христианизации в следующей формуле: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Такими же методами утверждалось христианство в Ростово-Суздальской земле. Древнейший город Междуречья Ростов ранее других становится очагом новой веры.

Греческие миссионеры, прибывшие в Ростов по распоряжению князя Владимира, прежде всего разрушают идола Велеса и избивают местных волхвов. После этого началось крещение ростовичей.

Принятие христианства в конце X столетия не означало окончательную победу новой веры. Борьба новой и старой религий в Ростово-Суздальской земле продолжалась не одно столетие.

Православные миссионеры были не в силах уничтожить дохристианские обряды. В связи с насильственным внедрением христианских обрядов и запрещением «языческих» обрядов происходили частые столкновения. Летописец рассказывает о бунте против ростовского епископа Леонтия.

В городах более быстро происходило объединение христианских и «языческих» обрядов и праздников.

Влияние византийской культуры на первых порах не захватывало масс населения. Новые храмы с иконами и пением были только в крупных городах Киевского государства. Царьградские ювелиры изготовляли украшения только для богатых людей, и прежде всего для бояр и князей. Грамотность также являлась уделом лишь ограниченного круга людей правящего класса. Остальная масса народа была лишена возможности пользоваться плодами византийской культуры; народные массы были порабощены князьями, дружинниками и купцами.

«Народ, приняв христианство, продолжал верить в языческих богов и справлять языческие праздники. В обличительных словах того времени часто говорится о «христианах, двоеверно живущих»; митрополит Иоанн в своем «Правиле» черноризцу Иакову упоминает о христианах, которые «жрут бесом, болотом и кладезем», т. е, исполняют прежние языческие обычаи. Не раз появлялись в XI веке волхвы, смущавшие народные массы своими гаданиями; языческие праздники слились с христианскими, и свойства языческих богов стали переноситься на христианских святых: например св. Георгий и св. Власий чтились как покровители окота подобно Волосу».

Весьма популярным народным праздником был день Ивана-Купала («Иванов день»), совпадавший с моментом летнего солнцеворота. Это древнейший земледельческий праздник и, по всей вероятности, он связан с дохристианской религией народов Восточной Европы.

Древнерусские книжники называли Ивану-Купалу богами плодородия, любви и урожая. Как во всех земледельческих религиях, праздник плодородия и урожая теснейшим образом сплетался с обрядом соединения полов, которому приписывалось магическое воздействие на произрастание злаков. В народной массе под именем Купала подразумевалось женское существо, парное мужскому имени Ивана. Когда на Руси утвердилось христианство, праздник Иван-Купала был соединен церковью с религиозным мифом о рождении Ивана Крестителя (24 июня).

В Иванову ночь девушки и парни выполняли разнообразные религиозные обряды - прыгание через костры, обливание водой, шествия с разукрашенными чучелами, называемыми по-разному: Купалой, Мареной, Ярилой, Костромой, Кострубонькой.

Наряду с этим существовал обычай кумовства и побратимства.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 2. Ростово-Суздальская земля в составе Киевского государства

Варяжское завоевание славянских племен

Полюдье - сбор дани князьями и дружинниками

Введение христианской веры

Отражение степных завоевателей

Князь Ярослав Мудрый и появление Русской правды

Стихийные народные восстания - ответ на усиление феодального гнета

Ростово-Суздальская земля - вотчинное княжество Владимира Мономаха

Князь Юрий Долгорукий