СТИХИЙНЫЕ НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ - ОТВЕТ НА УСИЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГНЕТА

Рост феодальной эксплуатации в начале XI века привел к народным восстаниям против князей и бояр.

На территории Ростово-Суздальской земли летописец отмечает в XI веке два массовых восстания смердов, из которых первое относится к 1024 г., а второе, к 1071 г. Эти восстания шли под флагом борьбы «язычников» против христианства, но по существу это было проявление социальной борьбы. Во главе восстания были языческие жрецы или волхвы, а на стороне феодализирующейся родоплеменной знати, «старой чади», «лучших людей», как ее называет летописец, были княжеские дружины. Чадь - это старейшины общин.

Лаврентьевская и Ипатьевская летописи дают более полную характеристику восстания 1024 года в Суздальской земле. Перечисляя события в лето 6532-е летописец отметил: «В се же леи въсташа волъсви в Суждали, избиваху старую чадь по дьяволу наущенью и, бесованью, глаголюще, яко си держать гобино. Бе мятежь велик и голод по всей той стране; идоша по Волзе вси людье в Болгары и привезоша (жито) и тако ожиша. Слышав же Ярослав волхвы, приде Суздалю; изъимав волхвы, расточи, а другыя показни, рек сице: «Бог наводит по грехом на куюждо землю гладом или мором, ли ведромь, ли иною казнью, а человек не весть ничто же».

Социальные мотивы восстания 1024 года в Суздале явственно выступают в сообщении летописи. Но эта примитивная форма классового протеста угнетенных облекается в форму защиты старой веры против новой, что является несомненно консерватизмом. Условия времени - насильственная христианизация Центрального междуречья и рост феодальной эксплуатации - выдвинули волхвов в качестве руководителей восстания.

Борьба классов, столкновение антагонических слоев феодального общества, являлась двигателем исторического процесса. Крепостному обществу свойственен антагонизм крестьянства и привилегированных землевладельцев.

В середине XI века «начинается упадок готической России. Как раз история этого упадка, еще больше чем история образования варяжского государства, доказывает исключительно готический характер державы Рюриковичей».

После смерти князя Ярослава Владимировича Киевское госу­дарство разделилось на пять областей. Во главе каждой области находились Ярославичи - дети умершего князя и ближайшие их родственники: в Киевской области Изяслав, Черниговской - Святослав, Переяславской - Всеволод, Смоленской - Вячеслав, Владимиро-Волынской - Игорь.

Отдаленные от Приднепровья земли также были распределены между Ярославичами. Новгородские земли находились в зависимости от Киевского княжества. Белоозеро подчинялось на первых порах князю Святославу, затем перешло в ведение Всеволода. Ростов был одно время во владении Ростислава Владимировича, племянника Ярославичей, а потом перешел в руки Всеволода, который также обладал и Суздалем. Таким образом Волжско-Окское междуречье, с прилегающими окраинами, входило как составная часть в Переяславское княжество и находилось под властью южных князей.

Любопытно сочетание разнообразных территориальных владений в руках Всеволода Ярославича. Он распространяет свое влияние и в южном Переяславле и в волжскоокском бассейне. «Это географически искусственное сочетание волостей, - писал А.Е. Пресняков, создает особую традицию Всеволодовой отчины и притязания северных князей на южный («русский») Переяславль, поддержанные их стремлением держать «часть» в Русской (Киевской) земле, чтобы не терять влияния на центр всей системы традиционных междукняжеских отношений».

Некоторое экономическое равновесие между тремя княжескими центрами (Киев - Чернигов - Переяславль Русский) давало возможность осуществлять более или менее длительные, хотя и непрочные, политические блоки.

Такой блок известен под именем «триумвирата Ярославичей». Изяслав. Всеволод и Святослав делят сферы влияния в Киевской Руси и осуществляют единую политику.

В княжение Изяслава Ярославича в 1071 году происходит восстание смердов в Ростовской земле и Белоозерье.

Это восстание смердов описано в Лаврентьевской летописи:

«Бывше бо единою скудости в Ростовьстей области, въстаста два волхва от Ярославля, глаголюща: «яко ве свеве, кто обилье держить»; и пойдоста по Волзе, кде приидучи в погость, туже нарекаста лучьшие жены, глаголюща, яко си жито держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя: она же в мечте прорезавша за плечемь, вынимаста любо жито, любо рыбу и убивашета многы жены, (и) именье их отъимашета собе».

Из Ростовской области волхвы направились на Белоозеро. В пути к ним примкнуло 300 человек («людий»). Придя на Белоозеро, восставшие столкнулись с княжеским сборщиком дани Яном Вышатичем. Летописец записал: «В се же время приключися прити от Святослава дань емлющю Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему Белозерцы, яко два кудесника избила уже многы жены по Волъзе и по Шексне, и пришла еста семо. Як же испытав, чья еста смерда, и увидев, яко своего князя, послав к ним, иже около ею суть, рече им: «выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя». Они же сего не послушаша. Ян же поиде сам без оружья и реща ему отроци его: «не ходи без оружья, осоромят тя»; он же повеле взяти оружья отроком, и беста 12 отрока с нимь, и поиде к ним к лесу. Они же сташа исполчившеся противу, Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них 3 мужи, придоша к Яневи, рекуще ему: «вида идеши на смерть, не ходи»: оному повелевшю обити я, к прочим же поиде. Они же сунушася на Яня, един грешися Яня топором, Янь же оборотя топор удари и тыльемь, повеле отроком сечи я: они же бежаша в лес, убиша же ту попина Янева».

События 1071 года, как они описаны в Лаврентьевской и в Новгородских первых летописях, начинаются в Ростово-Суздальской земле, а затем перекидываются на Белоозеро, в пределы Новгородского княжества.

Восстание началось в голодный год. С констатации этого факта летописец и начинает свое изложение событий 1071 г.: «и бывши единою скудости в Ростовстей области».

Появившись в погостах, где жили лучшие жены - владетельницы жита и других съестных припасов, восставшие захватывают имения богатых людей. Из этих летописных данных можно сделать следующие выводы:

1. События 1071 года являются несомненно восстанием смердов-сирот. Отряд в 300 «людий» сформировался на погостах в результате агитации волхвов и других реакционных элементов.

2. Во главе восстания смердов-сирот находились волхвы. Они не случайно оказались во главе движения. Проникновение христианства и вытеснение языческой веры прежде всего вызвало недовольство волхвов. Они хулили греческую веру и поднимали народ против христианских миссионеров. Волхвы использовали недовольство крестьян, вызванное голодом, и подняли восстание в защиту старой веры. Таким образом социальный протест облекается в реакционную религиозную оболочку.

3. Восстание 1071 года имеет социальное содержание. Это видно из того, что восставшие расправляются с «лучьшими» женами, которые держат жито (т. е. рожь и другие зерновые хлеба), мед, рыбу, скот.

В Ростовском и Белоозерском краях сохранился древний обычай хранения женщинами пищевых продуктов. Вот почему «лучьшие жены» стали объектом нападения волхвов.

Подводя итоги событиям 1024 и 1071 гг., необходимо отметить, что в крестьянских восстаниях феодальной эпохи мы видим «отражение стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнета».

Восставшие крестьяне «одни за другими уничтожались в отдельных сражениях войсками».

Это объясняется, прежде всего, раздробленным, а отсюда стихийным и неорганизованным характером крестьянских движений в феодальную эпоху. Крестьяне вне руководства рабочего класса были способны лишь на стихийные и неорганизованные движения.

На заре феодальной эпохи крестьянские восстания лишены политической сознательности и организованности.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 2. Ростово-Суздальская земля в составе Киевского государства

Варяжское завоевание славянских племен

Полюдье - сбор дани князьями и дружинниками

Введение христианской веры

Отражение степных завоевателей

Князь Ярослав Мудрый и появление Русской правды

Стихийные народные восстания - ответ на усиление феодального гнета

Ростово-Суздальская земля - вотчинное княжество Владимира Мономаха

Князь Юрий Долгорукий